Таутиева
И.Д.
Методические
рекомендации.
Развиваем
мелкую моторику
Введение.
Мелкая
моторика рук
– это движение кистей и пальцев рук,
при котором задействованы сразу несколько
систем организма: нервная, мышечная и
костно-связочная.
Чтобы научить любого ребёнка
говорить, необходимо не только тренировать
его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук (что
могут осуществлять любые специалисты,
работающие с детьми, да и родители в том
числе).Это важно не только при своевременном
речевом развитии, но и, особенно, в
тех случаях, когда это развитие нарушено. Почему? Ученые
доказали, что с анатомической точки
зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного
мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой
зоны. Именно величина проекции кисти
руки и ее близость к моторной зоне дают
основание рассматривать кисть руки как
«орган речи», такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии
тонких движений пальцев на формирование
и развитие речевой функции ребенка. Со своей стороны, психологи утверждают, что
упражнения для пальцев рук развивают
мыслительную деятельность, память и
внимание ребёнка.Мелкая
моторика рук взаимодействует с такими
высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь.
В сурдопедагогике и сурдопсихологии развитию
движений кистей и пальцев рук детей придается большое значение. Возможности освоения мира
глухими детьми обеднённы, дети с недостаточно развитой моторикой
часто чувствуют себя несостоятельными
при выполнении заданий, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребёнка, на его самооценку.
С течением времени уровень развития
сложнокоординированных движений руки
у таких детей, оказывается недостаточным
для освоения письма, формирует школьные
трудности. Так же, для детей,
имеющих нарушения слуха характерно
замедление в развитии двигательной
сферы. Это выражается в неточном
выполнении движений, несоблюдении
заданного темпа, недостаточной
координации. Особенно явно это проявляется
на спортивных играх, на занятиях по
изобразительной деятельности,
конструированию, ручному труду. С другой стороны, в формировании правильного произношения
важным фактором является уровень развития мелкой моторики.
Таким
образом, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с
самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно
массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с
корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном
возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и
т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по
развитию мелкой моторики и координации движений руки
должна стать важной частью подготовки к школе, в
частности, к письму.
В
ходе упражнений развиваются такие движения,
как:хватание:
ребёнок учится захватывать предмет,
действуя целенаправленно (правильно
определяет место предмета в пространстве,
направление и расстояние, учитывает
форму, величину предмета (маленькие
предметы он хватает одной рукой или
пальцами (пинцетным захватом или
щепотью) большие – двумя руками);
соотносящие
движения: ребёнок учится совмещать два
предмета или две части одного предмета;
принцип соотносящих движений лежит в
основе многих дидактических игрушек
– пирамид, матрёшек и др;
подражание
движениям рук взрослого (это умение
лежит в основе формирования полезных
навыков ручных действий);
движение
кистей и пальцев рук.
Массаж.
Цель
и задачи:
-
развитие силы рук;
-
предоставление ребёнку разнообразных
тактильных ощущений.
Материалы:
карандаш с гладкой и ребристой
поверхностью; пластмассовые, деревянные
и резиновые шарики с гладкой и ребристой
поверхностью; специальные массажоры
для рук и пальцев; еловые и сосновые
шишки.
Приёмы
массажа.
Массаж
является несложным, но весьма эффективным
методом развития мелкой моторики рук.
Последовательность
приёмов массажа:
Массаж
пальцев. Круговыми движениями большого
и указательного пальцев помассируйте
каждый пальчик, начиная от их кончиков;
Массаж
кисти с помощью круговых и мнущих
движений пальцев;
Массаж
всей руки. Осторожно помассируйте руку
путём поглаживающих и растирающих
движений от кисти к плечу.
Также
существует более дифференцированный
массаж рук
(по методике О. Приходько):
Поглаживание
наружной и внутренней поверхности руки
ребёнка; движения выполняются по
направлению от кисти к локтю (6-8 движений
на каждой руке);
Сгибание
и разгибание всех пальцев руки ребёнка
одновременно (за исключением большого
пальца; 2-4 раза на каждой руке);
Спиралевидные
движения пальца взрослого по раскрытой
ладони ребёнка; во время массажа
двигайтесь от середины ладони к
основаниям пальцев, затем переходите
на внутреннюю сторону большого пальца
(2-4 раза по каждой ладони; «рисуем»,
«мотаем клубочек»);
Точечные
нажатия большим и указательным пальцами
на середину каждой фаланги пальцев
ребёнка по направлению от их кончиков
к основанию; нажатия нужно выполнять
в двух плоскостях тыльно-ладонной и
межпальцевой (каждый палец массируйте
1-2 раза; «мы вот так шагаем – топ-топ-топ»);
Отведение
и приведение большого пальца ребёнка
в трёх направлениях вперёд-назад, вбок
– в сторону; по кругу;
Ласковое
поглаживание каждой руки ребёнка по
направлению «от периферии к центру»
(5-6 раз).
|