Среда, 08.05.2024, 03:44
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Развиваем мелкую моторику
 Таутиева И.Д.

Методические рекомендации.

Развиваем мелкую моторику


Введение.


Мелкая моторика рук – это движение кистей и пальцев рук, при котором задействованы сразу несколько систем организма: нервная, мышечная и костно-связочная.

Чтобы научить любого ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (что могут осуществлять любые специалисты, работающие с детьми, да и родители в том числе).Это важно не только при своевременном речевом развитии, но и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Почему? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  Со своей стороны, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В сурдопедагогике и сурдопсихологии развитию движений кистей и пальцев рук детей придается большое значение. Возможности освоения мира глухими детьми обеднённы,  дети с недостаточно развитой моторикой часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у таких детей, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Так же, для детей, имеющих  нарушения слуха характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных играх, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ручному труду. С другой стороны, в формировании правильного произношения важным фактором является уровень развития мелкой моторики.

Таким образом, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В ходе упражнений развиваются такие движения, как:
  • хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве, направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы он хватает одной рукой или пальцами (пинцетным захватом или щепотью) большие – двумя руками);

  • соотносящие движения: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих движений лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и др;

  • подражание движениям рук взрослого (это умение лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий);

  • движение кистей и пальцев рук.

Массаж.

Цель и задачи:

- развитие силы рук;

- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы: карандаш с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовые, деревянные и резиновые шарики с гладкой и ребристой поверхностью; специальные массажоры для рук и пальцев; еловые и сосновые шишки.

Приёмы массажа.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.

Последовательность приёмов массажа:

  1. Массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их кончиков;

  2. Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;

  3. Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку путём поглаживающих и растирающих движений от кисти к плечу.

Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

  1. Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка; движения выполняются по направлению от кисти к локтю (6-8 движений на каждой руке);

  2. Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца; 2-4 раза на каждой руке);

  3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа двигайтесь от середины ладони к основаниям пальцев, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»);

  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять в двух плоскостях тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1-2 раза; «мы вот так шагаем – топ-топ-топ»);

  5. Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях вперёд-назад, вбок – в сторону; по кругу;

  6. Ласковое поглаживание каждой руки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз).


Категория: Мои статьи | Добавил: itautieva (21.03.2013)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz