Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей» г. Владикавказа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе с Шотаевым Тиграном
«Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’]»
Автор занятия - Таутиева Ирина Дмитриевна
Коррекционно-образовательные задачи:
-
активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный);
-
ввести в словарь понятия звонкий и глухой согласный звук;
-
развивать синтаксическую сторону речи (учить составлять предложения с заданными словами);
-
автоматизировать произношение звуков [c, с’, з, з’] в связной речи;
-
совершенствовать навык различения звуков [с – з] и [с’ - з’];
-
совершенствовать навык образования прилагательных с помощью суффиксов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
развивать слуховое внимание, мышление, память;
-
совершенствовать навык монологической и диалогической речи;
-
совершенствовать навык владения речи с движением.
Воспитательные задачи:
-
закрепить представление о культуре приема гостей;
-
формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
-
воспитывать инициативность.
Формирование предпосылок УУД.
Регулятивные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Личностные
|
-
постановка задачи на основе того, что уже известно детям, и того, что еще не известно;
-
составление последовательности действий;
-
способность к мобилизации сил и энергии.
|
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
-
анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
|
|
|
Ученик: Тигран Шотаев, двусторонняя нейросенсорная тугоухость 4 степени, состояние после кохлеарной имплантации
Место в учебном плане - первое занятие по введению понятий «звонкий – глухой согласный звук»
Форма организации – индивидуальная.
Оборудование: мяч, коробка, картинки (заяц, слон, гусь, обезьяна; зубр, зебра, лиса, лось; телевизор, зеркало, пылесос, миксер), индивидуальные зеркала, магнитная дока, карточки-символы для обозначения звуков, колокольчики, компьютер, проектор.
Этапы занятия
№ п/п
|
Название этапа
|
Задачи учителя-логопеда
|
Технологии
|
Краткое содержание
|
-
|
Мотивационно-проблемный
|
Адаптировать ученика к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя.
|
Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (начало).
|
-
Приветствие. Игра с мячом «Назови ласково».
-
Определение темы НОД посредством отгадывания загадок о зайце, слоне, гусе и обезьяне и ответов на вопросы.
-
Назови 1-й звук в словах заяц и слон.
-
Уточнение артикуляции звуков [с] и [з].
-
Выявления сходства в артикуляции.
-
Характеристика [c] и [з].
-
Назовите последний звук в слове гусь и 4-й звук в слове обезьяна.
-
Уточнение артикуляции звуков [с’] и [з’].
-
Характеристика [c’] и [з’].
-
Какие звуки мы будем учиться различать?
-
Проблемный вопрос.
-
Поиск ответа на проблемный вопрос.
- А звуки можно услышать или увидеть? И т.д.
Учитель поддерживает предложенныйучеником вариант или сам предлагает понаблюдать за этими звуками и поиграть с ними.
|
-
|
Деятельностный
|
Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.
|
Социоигровые технологии - совместная с учителем работа .
Здоровьесберегающие
технологии - динамическая пауза.
Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (продолжение).
|
-
Игра «Эхо» (повторение слоговых рядов).
Цель - развитие слухового внимания и памяти.
-
Игра «Гости».
Цель – учить группировать слова по определенному признаку – наличию звука [с], [с’], [з], [з’].
Например, к зайцу в гости идет зубр с телевизором. В словах заяц, зубр и телевизор есть звук [з].
-
Динамическая пауза. Координация речи с движением.
-
Упражнение «Поставь на картинку колокольчик». Картинки из предыдущей игры.
Цель – учить выдвигать гипотезу.
Например, если звуки [з, з’] произносим громко, значит что-то кроме губ, языка и зубов им помогает быть громкими.
-
Учитель уточняет, что звонким согласным звукам «помогают» голосовые связки и учит чувствовать их работу – приложить руку к горлышку.
|
-
|
Контрольный
|
Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям.
|
Информационно-коммуникационные технологии - игра «Умные смайлики», разработанная в программе Рower Рoint)
|
Игра-презентация «Умные смайлики».
Цель – проверить правильность вывода о том, что при произнесении звонких согласный [з] и [з’] голосовые связки работают, а при произнесении глухих согласных [с] и [с’] не работают.
Ребенок проверяет работу голосовых связок и звенит колокольчиком, если в слове есть звонкие согласные [з, з’]. Учитель проверяет утверждение, с помощью компьютерной игры-презентации.
|
-
|
Рефлексивный
|
Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.
|
|
Беседа:
-
О последовательности действий (определили сходство звуков [с] и [з], [с’] и [з’]; стали играть с этими звуками и наблюдать за тем, как они звучат).
-
О выдвинутой гипотезе - если согласные звуки [з,з’] произносятся громче, значит что-то помогает им быть громкими;
-
О соотнесении действий (горлышко «звенит» или нет) результату (игра « Умные смайлики»).
|
-
|
Коррекционный
|
Организовать деятельность ученика в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
|
|
-
|
-
|
Итог
|
|
|
Учитель предлагает ученику выбрать символы для обозначения звуков [с], [с’], [з], [з’]. Обсуждают.
Поощрение.
|
|