Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей» г. Владикавказа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе с Шотаевым Тиграном
«Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’]»
Автор занятия - Таутиева Ирина Дмитриевна
Коррекционно-образовательные задачи:
-
активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный);
-
ввести в словарь понятия звонкий и глухой согласный звук;
-
развивать синтаксическую сторону речи (учить составлять предложения с заданными словами);
-
автоматизировать произношение звуков [c, с’, з, з’] в связной речи;
-
совершенствовать навык различения звуков [с – з] и [с’ - з’];
-
совершенствовать навык образования прилагательных с помощью суффиксов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
развивать слуховое внимание, мышление, память;
-
совершенствовать навык монологической и диалогической речи;
-
совершенствовать навык владения речи с движением.
Воспитательные задачи:
-
закрепить представление о культуре приема гостей;
-
формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
-
воспитывать инициативность.
Формирование предпосылок УУД.
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Личностные |
|
|
|
|
Ученик: Тигран Шотаев, двусторонняя нейросенсорная тугоухость 4 степени, состояние после кохлеарной имплантации
Место в учебном плане - первое занятие по введению понятий «звонкий – глухой согласный звук»
Форма организации – индивидуальная.
Оборудование: мяч, коробка, картинки (заяц, слон, гусь, обезьяна; зубр, зебра, лиса, лось; телевизор, зеркало, пылесос, миксер), индивидуальные зеркала, магнитная дока, карточки-символы для обозначения звуков, колокольчики, компьютер, проектор.
Этапы занятия
№ п/п
|
Название этапа |
Задачи учителя-логопеда |
Технологии |
Краткое содержание |
|
Мотивационно-проблемный |
Адаптировать ученика к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя.
|
Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (начало).
|
- А звуки можно услышать или увидеть? И т.д. Учитель поддерживает предложенныйучеником вариант или сам предлагает понаблюдать за этими звуками и поиграть с ними. |
|
Деятельностный |
Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.
|
Социоигровые технологии - совместная с учителем работа .
Здоровьесберегающие технологии - динамическая пауза.
Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (продолжение).
|
Цель - развитие слухового внимания и памяти.
Цель – учить группировать слова по определенному признаку – наличию звука [с], [с’], [з], [з’]. Например, к зайцу в гости идет зубр с телевизором. В словах заяц, зубр и телевизор есть звук [з].
Цель – учить выдвигать гипотезу. Например, если звуки [з, з’] произносим громко, значит что-то кроме губ, языка и зубов им помогает быть громкими.
|
|
Контрольный |
Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям. |
Информационно-коммуникационные технологии - игра «Умные смайлики», разработанная в программе Рower Рoint) |
Игра-презентация «Умные смайлики». Цель – проверить правильность вывода о том, что при произнесении звонких согласный [з] и [з’] голосовые связки работают, а при произнесении глухих согласных [с] и [с’] не работают.
Ребенок проверяет работу голосовых связок и звенит колокольчиком, если в слове есть звонкие согласные [з, з’]. Учитель проверяет утверждение, с помощью компьютерной игры-презентации.
|
|
Рефлексивный |
Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.
|
|
Беседа:
|
|
Коррекционный |
Организовать деятельность ученика в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
|
|
-
|
|
Итог |
|
|
Учитель предлагает ученику выбрать символы для обозначения звуков [с], [с’], [з], [з’]. Обсуждают. Поощрение. |