Занятия с сурдопедагогом
Комплескное обследование глухих детей на момент поступления в школу.
В специальную школу,
наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку,
поступают глухие и слабослышащие дети, которые в силу разных причин не
усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому перед
тем ,как планировать работу необходимо знать ,как можно больше о своих
учениках. Для этого мы проводим комплексное обследование глухих учащихся
на момент поступления в школу.
Наше обследование состоит из трех частей:
1.Сбор общих сведений об ребенке.
2. Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения).
3. Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада.
Сбор общих сведений начинается со знакомства с личным делом
ученика, его медицинской картой, беседой с родителями. Особое значение
уделяется состоянию слуха , основному диагнозу, сопутствующим
заболеваниям, развитию ребенка до школы, психологическому климату в
семье и т.д.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи
(ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе
необходим для дифференцированного подхода к развитию устной речи у
глухих школьников в первоначальный период предполагает следующее:
-- комплексное обследование состояния слуховой функции, устной
речи (ее восприятия и воспроизведения) у учащихся на начало обучения в
школе;
-- использование разноуровневых программ по развитию речевого
слуха и формированию произносительной стороны устной речи, разработанных
для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития;
-- формирование у глухих учащихся слухозрительно-кинестетической
системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции,
навыков восприятия и воспроизведения устной речи в условиях специально
созданной слухоречевой среды при постоянном использовании
электроакустической аппаратуры;
-- соединение в едином пед. процессе спецработы по формированию у
глухих школьников речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия,
достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи;
-- специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов;
-- текущий и периодический учет развития навыков восприятия и
воспроизведения устной речи; совместное обсуждения устной речи
учителями, психологами, воспитателями;
-- преемственность в работе над устной речью в разных орг.
формах обучения в специальной школе.: на общеобразовательных уроках,
индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.
Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной
речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в
школе проводится по специально разработанной методике, включающей:
1.пед.обследование состояния слуха без использования электроакустической аппаратуры;
а) проверка наличия условно двигательной реакции на голос
разговорной громкости на голое ухо ( слыша звук, ребенок должен
выполнить какое-то действие;
б) ребенку на голое ухо предъявляются три группы слов
различающихся по фонетическому составу, в помощь ребенку предлагают
картинки ( измеряется расстояние , при котором ребенок воспринимает эти
слова),
в) ребенку предлагают зрительно воспринять 20 слов и
воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент
записывает то, что ученик произносит.
2. выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи с использованием электроакустической аппаратуры;
а) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять вторую группу
слов , состоящую из 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются
дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
б) ребенку предлагают воспринять третью группу слов , состоящую
из 20 слов, на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры и
воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент
записывает то, что ученик произносит.
в) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять 20 фраз.
Ребенок должен воспроизвести их, (если задание повтори), выполнить
действие или ответить на вопрос. Фразы предъявляются дважды. Учитель
-ассистент записывает то, что ученик произносит или как он выполняет
действия.
3.изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;
а) ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках.
б) затем ученику предъявляют весь текст слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
в) затем ученику предъявляют текст по фразам слухо-зрительно два
раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
4.аналитическая проверка произношения. По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:
— 1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.
— 2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.
— 3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза,
иногда с аграмматизмами. Более подробно с описанием групп можно
познакомиться в книге Е.П.Кузьмичевой и Е.З.Яхниной « Развитие устной
речи у глухих школьников») В зависимости от групп, в которую входят
ученики им выбирается программа по развитию речевого слуха.
Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:
1. умение будущих первоклассников ответить на вопросы о себе. --
Ребенка устно спрашивают: Как его зовут? Как его фамилия? Сколько ему
лет? Как зовут маму? Как зовут папу? Ответы записываются. Если ребенок
затрудняется, вопросы задаются устно-дактильно, письменно и на жестовом
языке. Ответы записываются, указывается в каком предъявлении и как
отвечал ребенок.
2.знание учеником математического материала. Детям предлагается
математический материал, который ребята должны были быть усвоены в
дошкольном учреждении. Сначала ребята читают занятия, выполняют его.
Если ребенок затрудняется, ему предлагаются таблички , которые
необходимо подклеить под задание. -- прочитай цифры и подпиши их
названия, -- прочитай названия чисел и подпиши цифры, -- реши примеры,
--подпиши сколько? --выбери и подпиши Где больше, меньше, столько же? --
нарисуй меньше, больше.
3. знание ребенком предметного словаря. -- детям предлагаются
картинки с изображениями 20 предметов из разных тем дошкольного
образования ( например, по 5 слов из тем « Учебные вещи», « Игрушки» , «
Одежда», « Столовая»). Ребенку предлагается назвать предмет, подписать
его. Если ребенок не справляется, ему предлагаются таблички с названиями
этих предметов. Он их читает и прикладывает (приклеивает) их к
изображениям.
4. знание будущими первоклассниками глагольного словаря. --
ребенку предлагаются картинки с изображениями каких-то действий.
Задается вопрос Что делает? Методика проведения схожа с проверкой знаний
предметного словаря. Комплексное обследование слуховой функции,
восприятия и воспроизведения устной речи, знание предметного и
глагольного словаря, владение математическим материалом, умение ответить
на простые вопросы является частью общего медико-психолого- пед.
обследования учащихся.
На каждого ученика составляет карта его развития. Эта карта
показывается родителям, которые очень часто не верно оценивают знания
своих детей. В процессе анализа результатов обследования, а также при
планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с этим
учеником учитываются все его особенности . По результатам этого
комплексного обследования учителем-дефектологом готовится доклад о
первоклассниках, который читается на совместном метод.объединении
учителей начальной школы.
Следует заметить, что для организации преемственности в обучении
между дошкольными и школьными учреждениями желательно посещение
учителями, принимающими детей в школу, занятий и участие в проверках на
последнем году обучения в дошкольном учреждении.
Воспитание и обучение детей с нарушением слуха
Автор: Елена Владимировна Кулакова, сурдопедагог, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогики дефектологического
факультета МПГУ.
Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители
должны сделать самый ответственный выбор – выбор методики обучения. От
вашего решения будет зависеть вся дальнейшая судьба маленького
беспомощного существа, которое должно стать настоящим человеком,
полноценной развитой личностью.
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей.
Для того, чтобы сделать свой выбор, родителям необходимо ответить на
ряд вопросов: каким я хочу видеть своего ребенка в будущем?; как я хочу
общаться с ним?; каких друзей я хочу видеть рядом со своим малышом?; в
какой школе будет учиться мой ребенок?; какую профессию он сможет
выбрать?; где будет работать?; как он будет жить без нас? Но самый
главный вопрос, на который все родители должны ответить (и прежде всего
самим себе) – сколько сил душевных, физических и материальных я смогу
потратить на воспитание и обучение своего плохослышащего малыша?
Чтобы ответить на предложенные вопросы, необходимо изучить
принципиальные позиции методик воспитания и обучения детей с нарушением
слуха.
Традиционно, начиная с 16 века, различали два метода обучения глухих – «жестовый» и «чистый устный» методы.
Жестовый способ предполагал обучение глухих на
основе жестового языка (определенный жест является эквивалентом слова) и
дактилологии (пальцевой азбуки, каждая буква алфавита которой
соответствует определенному пальцевому знаку). С помощью чистого устного
метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и
письменную речь. В настоящее время изменились методики, технологии,
техническая оснащенность процесса воспитания и обучения детей с
нарушением слуха, но суть методов во многом осталась прежней.
Необходимо отметить, что основные подходы к обучению дошкольников с
нарушением слуха в отечественной педагогике базируются на исследованиях
российских ученых психологов, сурдопедагогов и во многом схожи. Авторы
всех методик обучения считают принципиальным учет закономерностей
психо-физического развития дошкольников, обеспечение всестороннего
развития на основе коррекции имеющихся проблем, раннее начало обучения
глухих и слабослышащих детей, создание «речевой среды» для формирования
речи. Но существуют и различия в методиках обучения и воспитания,
которые могут, в дальнейшем, повлиять на возможности полноценной
адаптации в обществе слышащих людей.
Первая методика воспитания и обучения глухих
(слабослышащих) детей дошкольного возраста применяется во всех
государственных детских садах компенсирующего вида для глухих или
слабослышащих детей. В группы (не более 6 детей), ккоторые
комплектуются по решению психолого-медико-педагогических комиссий в
сурдоцентрах (городских, областных, районых), принимаются глухие и
слабослышащие дети в возрасте от 1,5-2 лет, срок обучения от 4 до 5 лет.
Детские сады компенсирующего вида, как правило, учреждения интернатного
типа. Дети находятся в саду в течение недели, родители общаются с ними
по выходным дням. Положительным является то, что ребенок с нарушением
слуха находится в системе специального воспитательно-образовательного
процесса. Специалисты создают условия для компенсации развития глухих и
слабослышащих детей. При обучении речи сурдопедагоги используют такие
вспомогательные формы речи как письменная, дактильная (пальцевая
азбука). К сожалению, определенная замкнутость учреждения, узкий круг
общения, обедненность эмоциональными впечатлениями, недостаток общения с
родителями не всегда позволяют получить высокие результаты по
реабилитации дошкольников с нарушением слуха.
Вторая методика, так называемая, методика Э. И. Леонгард.
Эта методика была разработана в конце 60-х годов ХХ века. Авторы
доказали значительные возможности семейного воспитания детей с
нарушением слуха. Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы
осуществляется при самом активном участии родителей (в соответствии с
методическими рекомендациями «Заданиями для родителей»). Создание
речевой среды в семье, использование правильно подобранных слуховых
аппаратов для развития речевого слуха, который становится основой для
развития речи (навыков слухо-зрительного восприятия речи, формирования
словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения),
позволяют создать условия для возможно более раннего включения глухих
детей в среду слышащих. Дошкольники, обучающиеся по методике Э. И.
Леонгард, как правило, посещают обычные детские сады или специальные
группы, созданные в дошкольных учреждениях общего типа. Индивидуальную
работу с детьми проводят сурдопедагоги, владеющие данной методикой.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что главную роль в обучении и воспитании
плохослышащего малыша играют родители. Сурдопедагог лишь направляет и
помогает семье. Безусловно, это большая ответственность и значительная
затрата времени и сил родителей. Не каждая семья принимает решение взять
такую ответственность за будущее ребенка на себя.
Билингвистический метод обучения детей с нарушением
слуха (эксперимент ведется в России с 1992г.) основан на признании права
глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на
реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. В связи с этим
национальный жестовый язык и национальный словесный язык имеют равный
статус как средства педагогического процесса и предметы обучения. В
экспериментальных группах специального детского сада глухих детей
обучают устной и жестовой речи. Первые результаты показывают
эффективность билингвистического обучения для многих глухих детей.
Верботональная методика, разработанная специалистами
центра «Суваг» (Загреб, Хорватия). Коррекционно-реабилитационная работа
основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия
речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха
и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования
произношения. Учреждения, работающие по этой методике, чаще являются
экстернатами, родители имеют возможность общаться и заниматься с детьми
каждый день.
В последнее время стали появляться детские сады комбинированного вида
и детские сады с интегрированным обучением, в которых предусмотрено
совместное воспитание и обучение слышащих и плохослышащих детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения выбирает, по какой
методике будет проходить воспитание и обучение неслышащих детей.
Вы получили информацию о существующих на сегодняшний день методиках
обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Пришло время выбора.
Помните, вы не просто выбираете методику для обучения малыша, вы
решаете какое будущее ждет вас и вашего ребенка!