Четверг, 21.11.2024, 18:14
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методики воспитания и обучения детей с нарушением слуха

Занятия с сурдопедагогом

Занятия с сурдопедагогом


Комплескное обследование глухих детей на момент поступления в школу.
В специальную школу, наряду с учениками, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие и слабослышащие дети, которые в силу разных причин не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому перед тем ,как планировать работу необходимо знать ,как можно больше о своих учениках. Для этого мы проводим комплексное обследование глухих учащихся на момент поступления в школу.
Наше обследование состоит из трех частей:
1.Сбор общих сведений об ребенке.
2. Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения).
3. Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада.
  Сбор общих сведений начинается со знакомства с личным делом ученика, его медицинской картой, беседой с родителями. Особое значение уделяется состоянию слуха , основному диагнозу, сопутствующим заболеваниям, развитию ребенка до школы, психологическому климату в семье и т.д.
   Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе необходим для дифференцированного подхода к развитию устной речи у глухих школьников в первоначальный период предполагает следующее:
   -- комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) у учащихся на начало обучения в школе;
   -- использование разноуровневых программ по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи, разработанных для типичных групп учащихся с учетом состояния их речевого развития;
  -- формирование у глухих учащихся слухозрительно-кинестетической системы на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции, навыков восприятия и воспроизведения устной речи в условиях специально созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры;
   -- соединение в едином пед. процессе спецработы по формированию у глухих школьников речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи;
   -- специальную работу, направленную на активизацию устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов;
   -- текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; совместное обсуждения устной речи учителями, психологами, воспитателями; 
   -- преемственность в работе над устной речью в разных орг. формах обучения в специальной школе.: на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время.
     Комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся на начало обучения в школе проводится по специально разработанной методике, включающей:
  1.пед.обследование состояния слуха без использования электроакустической аппаратуры;
   а) проверка наличия условно двигательной реакции на голос разговорной громкости на голое ухо ( слыша звук, ребенок должен выполнить какое-то действие;
   б) ребенку на голое ухо предъявляются три группы слов различающихся по фонетическому составу, в помощь ребенку предлагают картинки ( измеряется расстояние , при котором ребенок воспринимает эти слова),
    в) ребенку предлагают зрительно воспринять 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
   2. выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи с использованием электроакустической аппаратуры;
    а) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять вторую группу слов , состоящую из 20 слов и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
    б) ребенку предлагают воспринять третью группу слов , состоящую из 20 слов, на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры и воспроизвести их. Слова предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
   в) ребенку предлагают слухо-зрительно воспринять 20 фраз. Ребенок должен воспроизвести их, (если задание повтори), выполнить действие или ответить на вопрос. Фразы предъявляются дважды. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит или как он выполняет действия.
    3.изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;
   а) ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках.
   б) затем ученику предъявляют весь текст слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
   в) затем ученику предъявляют текст по фразам слухо-зрительно два раза. Учитель -ассистент записывает то, что ученик произносит.
  4.аналитическая проверка произношения. По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:
 — 1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.
 — 2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.
 — 3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза, иногда с аграмматизмами. Более подробно с описанием групп можно познакомиться в книге Е.П.Кузьмичевой и Е.З.Яхниной « Развитие устной речи у глухих школьников») В зависимости от групп, в которую входят ученики им выбирается программа по развитию речевого слуха.
    Комплексное обследование знаний учащихся программы детского сада:
  1. умение будущих первоклассников ответить на вопросы о себе. -- Ребенка устно спрашивают: Как его зовут? Как его фамилия? Сколько ему лет? Как зовут маму? Как зовут папу? Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, вопросы задаются устно-дактильно, письменно и на жестовом языке. Ответы записываются, указывается в каком предъявлении и как отвечал ребенок.
  2.знание учеником математического материала. Детям предлагается математический материал, который ребята должны были быть усвоены в дошкольном учреждении. Сначала ребята читают занятия, выполняют его. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются таблички , которые необходимо подклеить под задание. -- прочитай цифры и подпиши их названия, -- прочитай названия чисел и подпиши цифры, -- реши примеры, --подпиши сколько? --выбери и подпиши Где больше, меньше, столько же? -- нарисуй меньше, больше.
   3. знание ребенком предметного словаря. -- детям предлагаются картинки с изображениями 20 предметов из разных тем дошкольного образования ( например, по 5 слов из тем « Учебные вещи», « Игрушки» , « Одежда», « Столовая»). Ребенку предлагается назвать предмет, подписать его. Если ребенок не справляется, ему предлагаются таблички с названиями этих предметов. Он их читает и прикладывает (приклеивает) их к изображениям.
   4. знание будущими первоклассниками глагольного словаря. -- ребенку предлагаются картинки с изображениями каких-то действий. Задается вопрос Что делает? Методика проведения схожа с проверкой знаний предметного словаря. Комплексное обследование слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, знание предметного и глагольного словаря, владение математическим материалом, умение ответить на простые вопросы является частью общего медико-психолого- пед. обследования учащихся.
   На каждого ученика составляет карта его развития. Эта карта показывается родителям, которые очень часто не верно оценивают знания своих детей. В процессе анализа результатов обследования, а также при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с этим учеником учитываются все его особенности . По результатам этого комплексного обследования учителем-дефектологом готовится доклад о первоклассниках, который читается на совместном метод.объединении учителей начальной школы.
 Следует заметить, что для организации преемственности в обучении между дошкольными и школьными учреждениями желательно посещение учителями, принимающими детей в школу, занятий и участие в проверках на последнем году обучения в дошкольном учреждении.


Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Автор: Елена Владимировна Кулакова, сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета МПГУ.

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор – выбор методики обучения. От вашего решения будет зависеть вся дальнейшая судьба маленького беспомощного существа, которое должно стать настоящим человеком, полноценной развитой личностью.

На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей.

Для того, чтобы сделать свой выбор, родителям необходимо ответить на ряд вопросов: каким я хочу видеть своего ребенка в будущем?; как я хочу общаться с ним?; каких друзей я хочу видеть рядом со своим малышом?; в какой школе будет учиться мой ребенок?; какую профессию он сможет выбрать?; где будет работать?; как он будет жить без нас? Но самый главный вопрос, на который все родители должны ответить (и прежде всего самим себе) – сколько сил душевных, физических и материальных я смогу потратить на воспитание и обучение своего плохослышащего малыша?

Чтобы ответить на предложенные вопросы, необходимо изучить принципиальные позиции методик воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

Традиционно, начиная с 16 века, различали два метода обучения глухих – «жестовый» и «чистый устный» методы.

Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка (определенный жест является эквивалентом слова) и дактилологии (пальцевой азбуки, каждая буква алфавита которой соответствует определенному пальцевому знаку). С помощью чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и письменную речь. В настоящее время изменились методики, технологии, техническая оснащенность процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха, но суть методов во многом осталась прежней.

Необходимо отметить, что основные подходы к обучению дошкольников с нарушением слуха в отечественной педагогике базируются на исследованиях российских ученых психологов, сурдопедагогов и во многом схожи. Авторы всех методик обучения считают принципиальным учет закономерностей психо-физического развития дошкольников, обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем, раннее начало обучения глухих и слабослышащих детей, создание «речевой среды» для формирования речи. Но существуют и различия в методиках обучения и воспитания, которые могут, в дальнейшем, повлиять на возможности полноценной адаптации в обществе слышащих людей.

Первая методика воспитания и обучения глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста применяется во всех государственных детских садах компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В группы (не более 6 детей), ккоторые  комплектуются по решению психолого-медико-педагогических комиссий в сурдоцентрах (городских, областных, районых), принимаются глухие и слабослышащие дети в возрасте от 1,5-2 лет, срок обучения от 4 до 5 лет. Детские сады компенсирующего вида, как правило, учреждения интернатного типа. Дети находятся в саду в течение недели, родители общаются с ними по выходным дням. Положительным является то, что ребенок с нарушением слуха находится в системе специального воспитательно-образовательного процесса. Специалисты создают условия для компенсации развития глухих и слабослышащих детей. При обучении речи сурдопедагоги используют такие вспомогательные формы речи как письменная, дактильная (пальцевая азбука). К сожалению, определенная замкнутость учреждения, узкий круг общения, обедненность эмоциональными впечатлениями, недостаток общения с родителями не всегда позволяют получить высокие результаты по реабилитации дошкольников с нарушением слуха.

Вторая методика, так называемая, методика Э. И. Леонгард. Эта методика была разработана в конце 60-х годов ХХ века. Авторы доказали значительные возможности семейного воспитания детей с нарушением слуха. Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществляется при самом активном участии родителей (в соответствии с методическими рекомендациями «Заданиями для родителей»). Создание речевой среды в семье, использование правильно подобранных слуховых аппаратов для развития речевого слуха, который становится основой для развития речи (навыков слухо-зрительного восприятия речи, формирования словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяют создать условия для возможно более раннего включения глухих детей в среду слышащих. Дошкольники, обучающиеся по методике Э. И. Леонгард, как правило, посещают обычные детские сады или специальные группы, созданные в дошкольных учреждениях общего типа. Индивидуальную работу с детьми проводят сурдопедагоги, владеющие данной методикой. Необходимо еще раз подчеркнуть, что главную роль в обучении и воспитании плохослышащего малыша играют родители. Сурдопедагог лишь направляет и помогает семье. Безусловно, это большая ответственность и значительная затрата времени и сил родителей. Не каждая семья принимает решение взять такую ответственность за будущее ребенка на себя.

Билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха (эксперимент ведется в России с 1992г.) основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. В связи с этим национальный жестовый язык и национальный словесный язык имеют равный статус как средства педагогического процесса и предметы обучения. В экспериментальных группах специального детского сада глухих детей обучают устной и жестовой речи. Первые результаты показывают эффективность билингвистического обучения для многих глухих детей.

Верботональная методика, разработанная специалистами центра «Суваг» (Загреб, Хорватия). Коррекционно-реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения. Учреждения, работающие по этой методике, чаще являются экстернатами, родители имеют возможность общаться и заниматься с детьми каждый день.

В последнее время стали появляться детские сады комбинированного вида и детские сады с интегрированным обучением, в которых предусмотрено совместное воспитание и обучение слышащих и плохослышащих детей. Педагогический коллектив дошкольного учреждения выбирает, по какой методике будет проходить воспитание и обучение неслышащих детей.

Вы получили информацию о существующих на сегодняшний день методиках обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Пришло время выбора. Помните, вы не просто выбираете методику для обучения малыша, вы решаете какое будущее ждет вас и вашего ребенка!

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz