Вторник, 07.05.2024, 16:39
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Таутиева И.Д.

г. Владикавказ

Проблема изучения зрительного восприятия является одной из важнейших как в общей, так и в специальной психологии. Ощущения и восприятия – это первая ступень в познании и понимании действительности. Правильное представление об окружающей действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний; быстрое освоение новых видов деятельности; адаптацию в новой обстановке; уверенность ребенка в себе; высокий уровень активности; своевременное физическое и психическое развитие.

В связи с поражением слухового анализатора психическое развитие  детей с нарушениями слуха осуществляется на дефектной основе. Это отражается и на восприятии детей с нарушениями слуха.

Исследования  многочисленных авторов показали,  что зрительное восприятия детей с нарушениями слуха характеризуются рядом особенностей, которые оказывают своеобразное влияние на восприятие в целом и на познание окружающего мира. Например, Л.С.Выготский указывал, что дефицит зрительного восприятия приведет не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и не позволяет создать основу для формирования других психических процессов [4, с.368]. Специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия – осмысленности [1, с.38]. Это подчеркивает важность и необходимость выделения особенностей восприятия у неслышащих детей и трудностей в реализации процесса зрительно – пространственного восприятия, учебной деятельности.

Изучение закономерностей и особенностей развития познавательных процессов неслышащих школьников необходимо для теоретического понимания сущности глухоты и для определения основных принципов коррекционно – направленного учебно – воспитательного процесса. Поэтому возможности развития психики детей с нарушениями слуха, поиск путей, способствующих продвижению учеников, всегда привлекали к себе внимание исследователей.

Развитие зрительно – пространственного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования умения учиться, то есть для осмысленности содержания,  овладения средствами и способами действия. Именно благодаря осмысленности восприятие перестает быть биологическим процессом. Вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, выработанных в практической деятельности предшествующих поколений. Восприятие становится осмысленным и категориальным [5, с.114].

Развитие зрительно – пространственного восприятия является актуальным  в связи с основным объектом информации, проходящим  по зрительным каналам и исключительно важной ролью, которую играют зрительные процессы и пространственное ориентирование в жизнедеятельности человека. На зрительно – пространственном восприятии – на зрительном ряде строится процесс обучения детей в школе (расположение дидактического материала, письмо на доске и в тетради, рисование, аппликация и т.д.). Общие положения требуют проведения новых исследований.

Анализ литературных источников зрительно – пространственного восприятия детей с нарушениями слуха, свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы в практическом плане, что обусловило выбор темы нашего исследования.

Целью исследования явилось выявление особенностей зрительного  восприятия у глухих обучающихся младших классов ГБОУ КРОЦ.

Наше исследование выдвигает следующую гипотезу: своевременное распознавание особенностей отклонений в развитии зрительного восприятия глухих обучающихся позволит разработать приемы коррекции недостатков этого вида восприятия, что положительно скажется на обучении и развитии этих детей.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  • Знакомство со специальной психолого-педагогической литературой по данной проблеме;
  • Анализ литературы по проблеме исследования;
  • Выявление и описание особенностей зрительного восприятия глухих школьников младших классов.

Объектом исследования  явились особенности зрительно – пространственного восприятия глухих обучающихся младших классов.

Предметом исследования явилось изучение своеобразия и поиск приемов развития зрительного восприятия глухих обучающихся младших классов.

В процессе исследования использовались методы:

  • анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ медицинской и педагогической документации;
  • систематическое наблюдение за детьми;
  • констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился три недели.

В исследовании принимало участие две группы обучающихся 7-8 лет, каждая из которых состояла из 6 обучающихся.

 Нами  были подобраны задания, направленные на выявление особенностей восприятия, с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Были поставлены следующие задачи:

  • Подобрать систему заданий, направленную на изучение особенностей восприятия глухих школьников младших классов;
  • Выявить особенности их зрительного восприятия;
  • Сделать обобщающие выводы об особенностях зрительного восприятия.

Всякий раз важно было уста­новить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки ее понять. Выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально, обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Кроме того, особое значение имели такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, уме­ние в случае необходимости пользоваться предложенной ему по­мощью.

Отмечалась реакция ребенка на результаты работы, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксировалось отношение ребенка к работе, реакции на по­хвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к резуль­татам исследования неформально, дают возможность проанализиро­вать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности [2, с.7].

Была подобрана серия заданий, направленных на выявление особенностей зрительного восприятия глухих обучающихся.

Задания выполнялись индивидуально с каждым учеником.

Инструкция к каждому заданию повторялась не менее двух раз. Были использованы следующие методики:

«Подбери картинку». Соотнесение изображений. Методика систематизирована описана Е.А. Стребелевой. Используется множеством авторов в разных странах, предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне сформированности зрительного соотнесения парных картинок и уровне понимания речи. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей раннего возраста. В отношении детей с нарушениями зрения (снижение остроты зрения) допустимо использование картинок большего размера.

Разрезные картинки. Методика предназначается для исследования особенностей зрительного восприятия и уровня развития наглядно-действенного мышления и использовалась в различных батареях специализированных тестов. Исследуются уровень развития наглядно действенного мышления, наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Исследование развития конструктивной деятельности. Серия методик предназначается для исследования особенностей конструктивного праксиса. К этой серии относятся методики: Доски Сегена, «Почтовый ящик (Ящик Сегена)». Данные, получаемые при исследовании с помощью этих методик, позволяют судить об уровне конструктивной деятельности детей. Ее широко используют в отечественной практике исследования наглядно-действенного мышления, развития мелкой моторики и пространственной ориентировке.

«Круги и полоски разного цвета». Методика предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана Е.А. Стребелевой Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов сформированности представлений о цвете, способах и стратегиях используемых детьми, развитии процессов зрительно-моторной координации и развития моторных функций. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.

Методика выявления сформированности  зрительно – пространственного   анализа и синтеза.

Описание сюжетной картины. Выявление активности, дифференцированности и последовательности зрительного восприятия в процессе обозрения многопредметного сюжета.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что глухие обучающиеся младших классов имеют существенные нарушения зрительных восприятий, то есть:

  • замедленность зрительных восприятий;
  • сужение объема воспринимаемого материала (узость зрительных  восприятий);
  • выраженную недифференцированность  зрительных восприятий;
  • неточность и нарушение осмысленности зрительных восприятий.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали необходимость проведения специальной работы по коррекции недостатков зрительного восприятия младших школьников с нарушениями слуха.

В подобранной нами системе игровых упражнений для развития зрительного восприятия учащихся младших классов необходимо последовательно переходить от наиболее простых к более сложным видам заданий. Такой  порядок обеспечивает преемственность приобретаемых знаний, умение и навыков.   Нельзя в беспорядке переходить от одной группы заданий к другой, от одной серии игр к другой серии. Это помешает правильному формированию зрительных восприятий, внесет путаницу в представления ребенка. Необходимо переходить к новой группе или серии заданий только тогда, когда вы убедитесь, что игры и упражнения данной группы или серии ребенок хорошо усвоил и может выполнять задания самостоятельно.

Разработанная система коррекционных приемов состоит из 4 групп заданий:

  1. «Задания на развитие и коррекцию  зрительного восприятия»
  2. «Задания, направленные на дифференциацию и развитие восприятия цвета и формы»
  3. «Задания на восприятие зрительно-пространственных отношений»
  4. «Задания на развитие целостности зрительных восприятий».

В начале каждой группы могут использоваться  игры с реальными предметами, в которых под руководством педагога ребенок начинает воспринимать свойства предметов (задания серии А). Затем постепенно вводятся игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия (задания серии Б). Завершающими вводятся игры на зрительное различие или узнавание свойств предметов или явлений, изображенных на картинках (задания серии В). С помощью этого  задания можно определить, сформирован ли у ребенка внутренний механизм восприятия предлагаемых свойств.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального отношения к предлагаемым, а также к предстоящим играм, что позволит  вызвать активный интерес для восприятия материала.

Для коррекции зрительного восприятия могут использоваться игры и упражнения серий А, Б, В для каждой группы заданий.

1 группа заданий.

Серия А.

Игра « Помоги рыбкам»  (игра на группировку предметов по цвету).

Процедура проведения: Ребенку предлагают маленьких рыбок разложить рядом с большой рыбкой, при этом детки и мама должны быть одного цвета.

Задание можно выполнять как индивидуально, так и фронтально.

Серия Б.

Игра «Найди домики» (игра на сравнение предметов по цвету).

Процедура проведения: Ребенку предлагают найти похожие домики и объяснить свой выбор.

Задание проводится индивидуально.

2 группа заданий.

Серия А.

Игра «На что похожа эта фигура?» (игра на группировку предметов по форме).

Процедура проведения: Ребенку показывают на рисунке фигуры и просят назвать их. Если ребенок не знает этих фигур, называет их педагог. Затем ребенку предлагают найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. Если ребенок затрудняется, необходимо упростить задание. На столе перед ребенком разложить предметы: мяч, яблоко, кубик, косынка. Ребенок должен выбрать те предметы, которые похожи на круг (квадрат, треугольник).

Это задание лучше проводить фронтально.

Серия Б.

Игра «Где мой вагончик?» (игра на комбинирование форм).

Процедура проведения: Ребенку показывают поезд и предлагают расставить фигуры к своим вагончикам.

Инструкция: « На остановке стояло много фигур. Когда подошел поезд, все фигуры быстро разбежались к своим вагончикам и встали в очередь. Как они узнали свой вагончик?». Если ребенок долго не начинает работу, ему необходимо объяснить принцип распределения фигур и показать образец действия.

Игра проводится индивидуально.

3 группа заданий.

Серия А.

Игра «Волк и заяц» (игра на восприятие расстояния:  (далеко - близко)).

Процедура проведения: Перед ребенком кладут две игрушки (волк, заяц). Волка ставят так, чтобы он мог взять его рукой, вытягивая ее. А зайца надо поставит чуть дальше вытянутой руки, чтобы нужно было за ним потянуться, и сказать:

-Волк близко, а заяц далеко. Дай волка.

-Далеко зайчик, дай зайчика.

Поставить зайчика еще дальше. Попросить дать зайчика. Пока ребенок тянется, говорить: «Далеко зайчик убежал!»

Затем зайчик ускакал еще дальше (ребенку нужно идти к нему).

-Далеко зайчик убежал. Поймай его.

Зайчик снова скачет еще дальше и возвращается обратно.

-Теперь зайчик близко. Мы его поймали!

-Волк близко, зайчик близко.

Потом убегает волк: «Волк далеко!» Волк быстро возвращается:ь «Волк близко». Спросить у ребенка:

-Где волк? Где зайчик?

Менять их расстояние и  спросить по новой.

Игру можно проводить фронтально и индивидуально.

Серия Б.

Игра «Найди глубокий колодец» (игра на восприятие расстояния: (глубоко – мелко)).

Процедура проведения: Ребенку предлагают рассмотреть рисунок с двумя колодцами. Ребенок должен определить какой колодец глубже?

Какое ведро опустилось глубже? Почему?

Игра проводится индивидуально.

Серия В.

Игра «Вокруг домика» (игра на восприятие направления: впереди - сзади,  справа - слева,  вверху - внизу, близко - далеко).

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть картину (и назвать что находится вокруг домика: впереди - сзади, справа - слева, вверху - внизу, близко- далеко). 

Задание проводится фронтально.

 4 группа заданий.

 Серия А.

Игра «Сделай как я» (игра на развитие пространственного восприятия).

Процедура проведения: Из палочек экспериментатор выкладывает какой-либо узор.

Ребенок должен повторить этот узор опираясь на образец, затем образец убирается  и ребенок воспроизводит узор самостоятельно по памяти.

Задание можно выполнять фронтально или индивидуально.

Серия Б.

Игра «Собери картинку» (игра на развитие способности к воспроизведению целого на основе зрительного соотнесения).

Процедура проведения: Перед ребенком кладут рисунок с изображением фрагмента из народной сказки. Некоторые части рисунка вырезаны.

Инструкция: «Скажи, из какой это сказки?» затем вынимают «вкладки» и перемешивают.

Инструкция: «Положи их на место».

Задание выполняется индивидуально.

 Серия В.

Игра «Что ты видишь?» (игра на узнавание).

Процедура проведения: Ребенку предлагается узнать предмет по деталям. Затем ребенку предлагаем по контуру (чашка, собака, мишка, петушок) определить, что нарисовано на картинке.

В процесс коррекционно-развивающей работы должны быть вовлечены все педагоги,  работающие с  учащимися младших классов.

Предложенная нами система игровых упражнений поможет родителям и педагогам в доступной и интересной форме развивать и корректировать зрительные восприятия неслышащего ребенка.

При проведении работы по развитию зрительного восприятия у неслышащих обучающихся младших классов следует учитывать следующие рекомендации:

  • занятия должны проводиться регулярно и строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей школьников;
  • задания должны включать занимательные упражнения и игры, повышающие интерес учащихся к заданиям и занятиям в целом;
  • перед началом работы над каждым заданием учащиеся должны получать предварительную инструкцию о цели и последовательности выполнения задания;
  • при построении хода занятия учитывать необходимость смены видов деятельности.

Библиографический список

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-31-38с.
  2. Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М. «Роспредагентство», 1994. – 5-7с.
  3. Бадаева Т.ВРазвитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -Ярославль: Академия развития,1997.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М. «Педагогика»1995.- 368с.
  5. Запорожец А.В. Развтитие восприятия и деятельность// Избранные психологические труды. В 2 томах,- М. «Педагогика»,Т.1, с.112-118.
  6. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф., Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой. - М., 1971г.
  7. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.1975.
  8. ХватцевМ.Е., ШабалинС.Н. Особенности психологии глухого школьника, - М., 1961.
  9. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер "...Готов ли ваш ребенок к школе? – М. «Знание», 1994.-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: itautieva (19.01.2023)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz