Вторник, 07.05.2024, 12:03
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение детей после кохлеарной имплантации
О проблемах обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации.

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность.В России 13 миллионов глухих людей, из них 1 миллион детей. На каждую тысячу рожденных – 1 ребенок - глухой, еще до года теряют слух 2-3 ребенка вследствие инфекций и различных осложнений.

По данным детского сурдологического центра г.Москвы:15 из 1000 новорождённых имеют проблемы со слухом. 15% детей в возрасте от 6 до 19 лет имеют заметную потерю слуха по крайней мере на одном ухе. 90% плохослышащих детей появляются у родителей с нормальным слухом.

По данным ВОЗ: У14%лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% лиц старше 65 лет имеются нарушения слуха. К 2020 году более 30% всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха.

В отличие от возможностей предыдущих поколений в настоящее время можно смело сказать, что для развития детей с врожденным нарушением слуха основной проблемой является не само нарушение слуха, а в большей степени момент его выявления и начала абилитации. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем выше шансы. Успехи в развитии диагностики, техники и терапии дают возможность детям с нарушением слуха развиваться наравне с нормально слышащими детьми.

В последние годы в России все шире внедряется кохлеарная имплантация, как наиболее эффективный метод реабилитации глухих. А самой перспективной категорией кандидатов на кохлеарную имплантацию являются дети раннего возраста, так как первые 3 года жизни ребенка наиболее важны для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.

Как происходит снижение слуха? При нейросенсорной глухоте слух снижается таким образом, что сначала у человека пропадает восприятие высоких частот, затем, по мере снижения, средних и низких. Глухота редко бывает тотальной. Обычно у глухого сохраняется восприятие низких частот. Поэтому он реагирует на громкие низкие звуки: лопнувший шарик, падение предмета, шумы в метро и др. Однако, звуки, из которых складывается человеческая речь, музыка находятся в диапазоне высоких и средних частот, а возможность восприятия этих частот у неслышащего человека отсутствует. Имплант восстанавливает их восприятие. Диапазон становится целостным и, как результат, реальным становится восприятие речи, музыки и других звуков окружающего мира. Конечно, есть отличия от восприятия звуков при нормальном слухе, особенно в первые месяцы после операции.

Кохлеарная имплантация показана слабослышащим и позднооглохшим практически любого возраста. Если результаты медико-психологического обследования хорошие, операция прошла успешно, а в период реабилитации проводилась добросовестная работа с сурдопедагогом, то положительный результат не заставит себя ждать.

Показана кохлеарная имплантация также и глухим, но в этом случае, помимо вышеперечисленных условий, добавляется и имеет немаловажное значение еще одно условие: возраст пациента. Чем младше ребенок, тем короче и успешнее реабилитационный период. И этому есть множество подтверждений.

Если возраст ребенка, глухого с рождения, 10-12 лет, то родители должны хорошо подумать, решая вопрос с имплантацией. К длительной реабилитации добавляется проблема психологического характера. Наверняка Ваш ребенок посещает специализированную школу (а до школы был детский сад для глухих), и в свои 10-12 лет имеет массу друзей и знакомых среди неслышащих.

Неслышащие – это свой особый социум. В 10-12 лет социум уже имеет огромное значение для ребенка. После кохлеарной имплантации его жизнь изменится. Он, вроде бы, уже не глухой, поэтому из социума неслышащих уходит, а в новый социум – социум слышащих – еще не попадает. Уверяю Вас, подростки переносят это очень тяжело. Хелен Келлер («Сотворившая чудо») , ставшая в очень молодые годы глухой и слепой, говорила, что слепота отдаляет нас от предметов и вещей вокруг нас, в то время как глухота отдаляет нас от других людей. Далее, с таким ребенком необходимо заниматься специально, уже как с имплантированным, с сурдопедагогом-реабилитологом, заниматься постоянно дома и посещать такое общеобразовательное учебное заведение, которое работает с имплантированными, т.е. имеет класс и, главное, специалистов. Сомневаюсь, что Вы сегодня найдете такую школу. (Кстати, в детских садах группы для имплантированных уже существуют.) К чему я это говорю? Имплант, бесспорно, великое изобретение. И, как всякое великое изобретение оно имеет две стороны: для кого-то становится огромным счастьем, но может стать и огромным разочарованием. Если Ваш ребенок уже большой, подумайте хорошенько. Всему свое время. В конце концов, в этой жизни главное – быть счастливым. Им можно стать, даже оставаясь неслышащим. Конечно, мое мнение не истина в последней инстанции и исключения бывают всегда.

Кохлеарная имплантация – это не только хирургическое вмешательство, это целая система мероприятий, которая включает:

    предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов;

    саму хирургическую операцию;

    послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

Операция — это лишь начало пути, она возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Над развитием слуха и речи ребенка еще долгое время после операции должны работать сурдопедагоги, психологи и родители. Длительность послеоперационной реабилитации зависит от различных факторов: возраста ребенка, от времени потери слуха, интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, индивидуальных психофизических особенностей ребенка— и может составлять более 5 лет.

    Кохлеарная имплантация – это навсегда. Ваша жизнь и жизнь Вашего ребенка будут подчинены импланту. Сначала Вы будете относиться к малышу как к «хрустальной вазе», но, вскоре, ощущение «вазы» пройдет. Тем не менее, в дальнейшей жизни Вы всегда будете учитывать то, что Ваш ребенок имплантирован. Это войдет в привычку.

    После операции очень многое будет зависеть только от Вас. Операция – это 30% дела. Остальные 70% – реабилитационный период. Как он будет организован, с кем и где будет заниматься ваш малыш – все это зависит только от Вас. Мнение, будто ребенок после подключения сам, сразу станет все понимать и начнет говорить – ошибочно. Занятия с сурдопедагогом-реабилитологом или под его руководством – единственно правильный путь к положительному результату.

    Этот пункт вытекает из предыдущего: перед кохлеарной имплантацией необходимо найти специалиста сурдопедагога-реабилитолога и заручиться его согласием на работу с Вашим ребенком после операции. Если, в силу обстоятельств, Вы принимаете решение лично стать реабилитологом для своего малыша, то начинайте образовываться, берите консультации у специалиста.

Сколько времени занимает реабилитация после операции и из чего она складывается?

    Если потеря слуха произошла в период, когда у ребенка были уже сформированы слухоречевой образ и речь, то реабилитационный период значительно сокращается. Это вариант слабослышащих и позднооглохших. Понятно, что если человек ранее долго слышал, то в его памяти остались слуховые образы. В процессе реабилитации их предстоит просто «извлечь» и адаптировать к звучанию, которое «дает» имплант.

    Что касается глухих пациентов, то у них, как правило, не сформирован речевой образ и не развита речь. После подключения импланта он услышит какофонию звуков, но что делать с ней не знает, потому что слушать НЕ УМЕЕТ. Он слышит впервые, слуховая память пуста, и опереться не на что. Учить вычленять звуки, формировать слухоречевые образы и учить говорить предстоит с самого начала. В данном случае реабилитационный период значительно длиннее.

Реабилитация складывается из следующих компонентов:

    Занятия с сурдопедагогом – реабилитологом;

    Занятия дома по закреплению материала, пройденного с реабилитологом;

    Использование спонтанно возникающих ситуаций;

    Настройка импланта. Работа с реабилитологом помогает «разработать» имплант, а настройка убирает неприятные ощущения, делая звуковосприятие максимально комфортным.

    Мотивация. У Вас должна быть четко сформированная мотивация: мой ребенок должен научиться слышать и понимать речь.

Решившись на кохлеарную имплантацию, родители, должны осознавать, что предстоит трудный и долгий путь слухоречевой реабилитации.

Специалисты общеобразовательных, а также специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха все чаще сталкиваются с необходимостью оказания коррекционной помощи таким детям. В круг требующих решения проблем входит не только коррекционная, но и консультационно- обучающая работа с родителями.

В популярных изданиях, в средствах массовой информации часто можно встретить статьи и репортажи на эту тему: порой восторженные, иногда встревоженные ( из-за трудностей, с которыми сталкиваются родители). Но в большинстве этих публикаций четко прослеживаются два положения:

    операция — это решение ВСЕХ проблем глухого ребенка;

    после нее любой ребенок может полноценно обучаться в общеобразовательной школе.

Поэтому у подавляющего большинства населения, мало знакомого с системой обучения детей с нарушениями слуха, формируется мнение, что в ближайшее время все глухие дети будут полноценно слышать и нормально общаться с окружающими, а необходимость в специальных коррекционных образовательных учреждениях, как дошкольных, так и школьных отпадет. Что же происхоит на самом деле?

Результаты опросов, проведенных среди администрации и педагогов образовательных учреждений Росии, выявили следующий негативный факт. В последние годы, в связи с высокой популярностью кохлеарной имплантации, родители часто пренебрегают рекомендациями специалистов, настоятельно советующих начинать комплексную коррекционную работу по формированию и развитию общения, общему развитию, а также по развитию речи, слухового восприятия сразу после установления диагноза «сенсоневральная тугоухость» или «глухота». Многие родители, возлагая большие надежды на планируемую операцию и своеобразно понимая слова медицинских работников о том, что у них «будет шанс», откладывают начало систематической( планомерной, ежедневной и кропотливой ) коррекционной работы на неопределенное время — до того момента, когда будет сделана операция. В результате оказывается, что самый благоприятный период для развития речи — первые годы жизни ребенка — упущен, и коррекционно-педагогическая работа с ребенком, перенесшим операцию, мало чем отличается от обычной, традиционной работы с неслышащим ребенком, впервые ( и со значительным опозданием) надевшим слуховой аппарат. Для сурдопедагогов и учителей, работавших с такими детьми, очевидно, что должен пройти не один год, прежде чем ребенок, имеющий врожденную или раноприобретенную глухоту и низкий уровень развития речи до операции, проведенной после 4 — 7 лет, приблизился по уровню речевого развития к нормально слышащему сверстнику. Соответственно, овладевать программой общеобразовательной школы сразу после операции ребенок не сможет. В медицинских центрах после кохлеарной имплантации родителям настоятельно рекомендуют сразу или в ближайшее время переводить ребенка в массовый детский сад или в общеобразовательную школу и посещать наряду с сурдопедагогом логопеда. Последняя рекомендация представляется более чем странной, так как в функциональные обязанности сурдопедагога помимо осуществления общего развития ребенка входит и формирование речи ( лексико-грамматической ее стороны, восприятия и воспроизведвния речи — произношения). В результате у родителей создается превратное представление о действиях специалистов в данной ситуации. Им кажется, что специалисты в медицинском центре, где была сделана операция, желают ребенку добра, рекомендуя обучение в более «продвинутых» условиях, а сурдопедагоги на местах, отговаривая родителей от поспешных и несвоевременных шагов, которые могут навредить и общему развитию, и психике ребенка, тормозят это развитие. Часть детей из числа тех, кому операция была сделана в младшем дошкольном возрасте, при активном участии родителей в коррекционном процессе по развитию речи использует свой «шанс» и в дальнейшем обучается в общеобразовательной школе. Остальные дети имеют серьезные трудности в обучении и, безусловно, нуждаются в квалифицированной коррекционной поддержке.

Конечно, и осведомленность сурдопедагогов о специфике работы с детьми до и после операции является недостаточной. Лишь в последние несколько лет стали появляться серьезные научные публикации в журнале «Дефектология», методические рекомендации О. В. Зонтовой. Выходят учебно — методические пособия И.В. Королевой. Но этого недостаточно. Большинство сурдопедагогов имеет небольшой опыт работы с такими детьми. Поэтому крайне важной представляется организация повышения квалификации педагагов, обогащение их теоретическими знаниями о проблеме и накопление ими собственного практического опыта.

Таким образом, проблем много, и они решаются уже сегодня. Руководством школы - интерната для неслышащих и слабослышащих детей, специалистами министерства образования решается вопрос о создании групп кратковременного пребывания для детей с кохлеарным имплантом при школе - интернате для неслышащих и слабослышащих детей. Планируется создание Центра ранней слухоречевой реабилитации, в котором также будет оказываться консультативно — обучающая помощь родителям.
Категория: Мои статьи | Добавил: itautieva (21.03.2013)
Просмотров: 4878 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz