Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Обучение детей после кохлеарной имплантации
О проблемах обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации.
На
сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением
слуха приобретают все большую актуальность.В России 13 миллионов глухих
людей, из них 1 миллион детей. На каждую тысячу рожденных – 1 ребенок -
глухой, еще до года теряют слух 2-3 ребенка вследствие инфекций и
различных осложнений.
По данным детского сурдологического центра
г.Москвы:15 из 1000 новорождённых имеют проблемы со слухом. 15% детей в
возрасте от 6 до 19 лет имеют заметную потерю слуха по крайней мере на
одном ухе. 90% плохослышащих детей появляются у родителей с нормальным
слухом.
По данным ВОЗ: У14%лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30%
лиц старше 65 лет имеются нарушения слуха. К 2020 году более 30% всей
популяции земного шара будут иметь нарушения слуха.
В отличие от
возможностей предыдущих поколений в настоящее время можно смело
сказать, что для развития детей с врожденным нарушением слуха основной
проблемой является не само нарушение слуха, а в большей степени
момент его выявления и начала абилитации. Чем раньше выявляется
нарушение слуха, тем выше шансы. Успехи в развитии диагностики, техники и
терапии дают возможность детям с нарушением слуха развиваться наравне с
нормально слышащими детьми.
В последние годы в России все шире
внедряется кохлеарная имплантация, как наиболее эффективный метод
реабилитации глухих. А самой перспективной категорией кандидатов на
кохлеарную имплантацию являются дети раннего возраста, так как первые 3
года жизни ребенка наиболее важны для развития слухоречевых и
речедвигательных центров мозга.
Как происходит снижение слуха?
При нейросенсорной глухоте слух снижается таким образом, что сначала у
человека пропадает восприятие высоких частот, затем, по мере снижения,
средних и низких. Глухота редко бывает тотальной. Обычно у глухого
сохраняется восприятие низких частот. Поэтому он реагирует на громкие
низкие звуки: лопнувший шарик, падение предмета, шумы в метро и др.
Однако, звуки, из которых складывается человеческая речь, музыка
находятся в диапазоне высоких и средних частот, а возможность восприятия
этих частот у неслышащего человека отсутствует. Имплант восстанавливает
их восприятие. Диапазон становится целостным и, как результат, реальным
становится восприятие речи, музыки и других звуков окружающего мира.
Конечно, есть отличия от восприятия звуков при нормальном слухе,
особенно в первые месяцы после операции.
Кохлеарная имплантация
показана слабослышащим и позднооглохшим практически любого возраста.
Если результаты медико-психологического обследования хорошие, операция
прошла успешно, а в период реабилитации проводилась добросовестная
работа с сурдопедагогом, то положительный результат не заставит себя
ждать.
Показана кохлеарная имплантация также и глухим, но в этом
случае, помимо вышеперечисленных условий, добавляется и имеет
немаловажное значение еще одно условие: возраст пациента. Чем младше
ребенок, тем короче и успешнее реабилитационный период. И этому есть
множество подтверждений.
Если возраст ребенка, глухого с
рождения, 10-12 лет, то родители должны хорошо подумать, решая вопрос с
имплантацией. К длительной реабилитации добавляется проблема
психологического характера. Наверняка Ваш ребенок посещает
специализированную школу (а до школы был детский сад для глухих), и в
свои 10-12 лет имеет массу друзей и знакомых среди неслышащих.
Неслышащие
– это свой особый социум. В 10-12 лет социум уже имеет огромное
значение для ребенка. После кохлеарной имплантации его жизнь изменится.
Он, вроде бы, уже не глухой, поэтому из социума неслышащих уходит, а в
новый социум – социум слышащих – еще не попадает. Уверяю Вас, подростки
переносят это очень тяжело. Хелен Келлер («Сотворившая чудо») , ставшая в
очень молодые годы глухой и слепой, говорила, что слепота отдаляет
нас от предметов и вещей вокруг нас, в то время как глухота отдаляет
нас от других людей. Далее, с таким ребенком необходимо заниматься
специально, уже как с имплантированным, с сурдопедагогом-реабилитологом,
заниматься постоянно дома и посещать такое общеобразовательное учебное
заведение, которое работает с имплантированными, т.е. имеет класс и,
главное, специалистов. Сомневаюсь, что Вы сегодня найдете такую школу.
(Кстати, в детских садах группы для имплантированных уже существуют.) К
чему я это говорю? Имплант, бесспорно, великое изобретение. И, как
всякое великое изобретение оно имеет две стороны: для кого-то становится
огромным счастьем, но может стать и огромным разочарованием. Если Ваш
ребенок уже большой, подумайте хорошенько. Всему свое время. В конце
концов, в этой жизни главное – быть счастливым. Им можно стать, даже
оставаясь неслышащим. Конечно, мое мнение не истина в последней
инстанции и исключения бывают всегда.
Кохлеарная имплантация – это не только хирургическое вмешательство, это целая система мероприятий, которая включает:
предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов;
саму хирургическую операцию;
послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Операция
— это лишь начало пути, она возвращает ребенку слух, но не учит его
слышать. Над развитием слуха и речи ребенка еще долгое время после
операции должны работать сурдопедагоги, психологи и родители.
Длительность послеоперационной реабилитации зависит от различных
факторов: возраста ребенка, от времени потери слуха, интервала времени
между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, индивидуальных
психофизических особенностей ребенка— и может составлять более 5 лет.
Кохлеарная имплантация – это навсегда. Ваша жизнь и жизнь Вашего
ребенка будут подчинены импланту. Сначала Вы будете относиться к малышу
как к «хрустальной вазе», но, вскоре, ощущение «вазы» пройдет. Тем не
менее, в дальнейшей жизни Вы всегда будете учитывать то, что Ваш ребенок
имплантирован. Это войдет в привычку.
После операции очень
многое будет зависеть только от Вас. Операция – это 30% дела. Остальные
70% – реабилитационный период. Как он будет организован, с кем и где
будет заниматься ваш малыш – все это зависит только от Вас. Мнение,
будто ребенок после подключения сам, сразу станет все понимать и начнет
говорить – ошибочно. Занятия с сурдопедагогом-реабилитологом или под его
руководством – единственно правильный путь к положительному результату.
Этот пункт вытекает из предыдущего: перед кохлеарной имплантацией
необходимо найти специалиста сурдопедагога-реабилитолога и заручиться
его согласием на работу с Вашим ребенком после операции. Если, в силу
обстоятельств, Вы принимаете решение лично стать реабилитологом для
своего малыша, то начинайте образовываться, берите консультации у
специалиста.
Сколько времени занимает реабилитация после операции и из чего она складывается?
Если потеря слуха произошла в период, когда у ребенка были уже
сформированы слухоречевой образ и речь, то реабилитационный период
значительно сокращается. Это вариант слабослышащих и позднооглохших.
Понятно, что если человек ранее долго слышал, то в его памяти остались
слуховые образы. В процессе реабилитации их предстоит просто «извлечь» и
адаптировать к звучанию, которое «дает» имплант.
Что
касается глухих пациентов, то у них, как правило, не сформирован речевой
образ и не развита речь. После подключения импланта он услышит
какофонию звуков, но что делать с ней не знает, потому что слушать НЕ
УМЕЕТ. Он слышит впервые, слуховая память пуста, и опереться не на что.
Учить вычленять звуки, формировать слухоречевые образы и учить говорить
предстоит с самого начала. В данном случае реабилитационный период
значительно длиннее.
Реабилитация складывается из следующих компонентов:
Занятия с сурдопедагогом – реабилитологом;
Занятия дома по закреплению материала, пройденного с реабилитологом;
Использование спонтанно возникающих ситуаций;
Настройка импланта. Работа с реабилитологом помогает «разработать»
имплант, а настройка убирает неприятные ощущения, делая звуковосприятие
максимально комфортным.
Мотивация. У Вас должна быть четко сформированная мотивация: мой ребенок должен научиться слышать и понимать речь.
Решившись на кохлеарную имплантацию, родители, должны осознавать, что предстоит трудный и долгий путь слухоречевой реабилитации.
Специалисты
общеобразовательных, а также специальных коррекционных образовательных
учреждений для детей с нарушениями слуха все чаще сталкиваются с
необходимостью оказания коррекционной помощи таким детям. В круг
требующих решения проблем входит не только коррекционная, но и
консультационно- обучающая работа с родителями.
В популярных
изданиях, в средствах массовой информации часто можно встретить статьи и
репортажи на эту тему: порой восторженные, иногда встревоженные ( из-за
трудностей, с которыми сталкиваются родители). Но в большинстве этих
публикаций четко прослеживаются два положения:
операция — это решение ВСЕХ проблем глухого ребенка;
после нее любой ребенок может полноценно обучаться в общеобразовательной школе.
Поэтому
у подавляющего большинства населения, мало знакомого с системой
обучения детей с нарушениями слуха, формируется мнение, что в ближайшее
время все глухие дети будут полноценно слышать и нормально общаться с
окружающими, а необходимость в специальных коррекционных образовательных
учреждениях, как дошкольных, так и школьных отпадет. Что же происхоит
на самом деле?
Результаты опросов, проведенных среди
администрации и педагогов образовательных учреждений Росии, выявили
следующий негативный факт. В последние годы, в связи с высокой
популярностью кохлеарной имплантации, родители часто пренебрегают
рекомендациями специалистов, настоятельно советующих начинать
комплексную коррекционную работу по формированию и развитию общения,
общему развитию, а также по развитию речи, слухового восприятия сразу
после установления диагноза «сенсоневральная тугоухость» или «глухота».
Многие родители, возлагая большие надежды на планируемую операцию и
своеобразно понимая слова медицинских работников о том, что у них «будет
шанс», откладывают начало систематической( планомерной, ежедневной и
кропотливой ) коррекционной работы на неопределенное время — до того
момента, когда будет сделана операция. В результате оказывается, что
самый благоприятный период для развития речи — первые годы жизни ребенка
— упущен, и коррекционно-педагогическая работа с ребенком, перенесшим
операцию, мало чем отличается от обычной, традиционной работы с
неслышащим ребенком, впервые ( и со значительным опозданием) надевшим
слуховой аппарат. Для сурдопедагогов и учителей, работавших с такими
детьми, очевидно, что должен пройти не один год, прежде чем ребенок,
имеющий врожденную или раноприобретенную глухоту и низкий уровень
развития речи до операции, проведенной после 4 — 7 лет, приблизился по
уровню речевого развития к нормально слышащему сверстнику.
Соответственно, овладевать программой общеобразовательной школы сразу
после операции ребенок не сможет. В медицинских центрах после кохлеарной
имплантации родителям настоятельно рекомендуют сразу или в ближайшее
время переводить ребенка в массовый детский сад или в
общеобразовательную школу и посещать наряду с сурдопедагогом логопеда.
Последняя рекомендация представляется более чем странной, так как в
функциональные обязанности сурдопедагога помимо осуществления общего
развития ребенка входит и формирование речи ( лексико-грамматической ее
стороны, восприятия и воспроизведвния речи — произношения). В результате
у родителей создается превратное представление о действиях специалистов
в данной ситуации. Им кажется, что специалисты в медицинском центре,
где была сделана операция, желают ребенку добра, рекомендуя обучение в
более «продвинутых» условиях, а сурдопедагоги на местах, отговаривая
родителей от поспешных и несвоевременных шагов, которые могут навредить и
общему развитию, и психике ребенка, тормозят это развитие. Часть детей
из числа тех, кому операция была сделана в младшем дошкольном возрасте,
при активном участии родителей в коррекционном процессе по развитию речи
использует свой «шанс» и в дальнейшем обучается в общеобразовательной
школе. Остальные дети имеют серьезные трудности в обучении и,
безусловно, нуждаются в квалифицированной коррекционной поддержке.
Конечно,
и осведомленность сурдопедагогов о специфике работы с детьми до и после
операции является недостаточной. Лишь в последние несколько лет стали
появляться серьезные научные публикации в журнале «Дефектология»,
методические рекомендации О. В. Зонтовой. Выходят учебно — методические
пособия И.В. Королевой. Но этого недостаточно. Большинство
сурдопедагогов имеет небольшой опыт работы с такими детьми. Поэтому
крайне важной представляется организация повышения квалификации
педагагов, обогащение их теоретическими знаниями о проблеме и накопление
ими собственного практического опыта.
Таким образом, проблем
много, и они решаются уже сегодня. Руководством школы - интерната для
неслышащих и слабослышащих детей, специалистами министерства образования
решается вопрос о создании групп кратковременного пребывания для детей с
кохлеарным имплантом при школе - интернате для неслышащих и
слабослышащих детей. Планируется создание Центра ранней слухоречевой
реабилитации, в котором также будет оказываться консультативно —
обучающая помощь родителям.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: itautieva (21.03.2013)
|
Просмотров: 4924 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|