Вторник, 07.05.2024, 22:26
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция глухих детей

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в XVI веке писал: “Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности”.

Главная проблема ребёнка с нарушениями слуха заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Для социализации глухих и слабослышащих детей необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха должны решатся в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играть, общаться со взрослыми и сверстниками. Он должен учиться жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

 Накануне третьего тысячелетия в системе образования России, как и в иных странах мира, все более и более стремительно занимает интегрирование. Во многих странах существуют разнообразные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране интегрирование детей с ОВЗ в общеобразовательное учебное заведение не является многочисленным. Интегрированное обучение детей с недостатками слуха — сравнительно новое явление для системы образования нашей страны. Ребенок с нарушенным слухом — это ребенок, обладающий на равных правах с общими для всех детей образовательными потребностями, удовлетворение которых допустимо лишь в условиях специального обучения. Проблема интеграции таких детей в современном мире является спорной. С точки зрения Конгресса Всемирной федерации глухих: «Интегрированное обучение считается подходящим для всех категорий детей с особыми нуждами, кроме глухих. Глухие принадлежат к детям с особым стилем общения, собственной субкультурой, обычаями и прочим».

Ключевым моментом включения в социум детей с недостатками слуха в России представляется полноценная речевая среда, успешно приводящая к речевому развитию. Существенной деталью значится выработка привычки общения со слышащими детьми, которая гарантирует более удачную социализацию и адаптацию. Важным считается предоставление образовательной организацией коррекционной поддержки глухих и слабослышащих детей, которые обучаются в массовых учреждениях, так как они в полной мере не получают необходимой психолого-педагогической помощи. Кроме положительных факторов был выявлен также и отрицательный фактор. Данный факт предполагает социальную изоляцию, которая обнаруживает трудности в приобретении друзей из числа слышащих сверстников детьми с нарушениями слуха. У таких детей зачастую формируется ощущение неполноценности.

 В современной педагогике общедоступность включения детей с нарушениями слуха в обучение в массовой школе считается особым достижением. При исследовании системы постоянной помощи возможно добиться значительной степени речевого и психофизического развития у глухого или слабослышащего ребенка. В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования ведутся исследования, нацеленные на поиск подходящих форм интегрированного обучения детей. Значимым считается создание в России различных моделей интегрированного обучения, которые дополняют специальное образование.  Ключевые требования,  способствующие результативной интеграции глухих и слабослышащих детей: раннее обнаружение нарушений слуха и осуществление коррекционной работы; отбор детей разного возраста с нарушенным слухом; формирование вариантов моделей интегративного обучения в зависимости от речевых и психофизических способностей, возраста ребенка; наличие коррекционной поддержки и помощи каждому ребенку с патологией слуха; регулярный контроль за развитием ребенка и продуктивностью его интегрированного обучения; формирование условий, при которых ребенок может иметь возможность перейти из массовой ОО в специальную, и наоборот, из специальной в массовую; предоставление детям условий звукоусиления, которые способствуют разборчивому восприятию речи, не порождающих малоприятные чувства при внезапных громких звуках.

Если говорить о детях дошкольного возраста, важно отметить, что интегрированное обучение в дошкольной организации может быть рекомендованным глухим и слабослышащим детям со значительной степенью общего и речевого становления. Также такая модель обучения может являться целесообразной для слабослышащих детей с легкой степенью тугоухости, которые владеют речью, способной гарантировать общение с педагогами и детьми. Данные воспитанники должны посещать консультативные занятия и пребывать под контролем сурдопедагога. Определение ребенка в массовое учреждение зависит также от состояния здоровья и уровня физического и познавательного развития. Значимыми считаются индивидуальные особенности ребенка: активность, динамичность, самостоятельность, инициативность; данные качества оказывают положительное влияние на становление и формирование коммуникативных функций. Высокий уровень дошкольной подготовки детей предоставляет возможность родителям увеличить выбор образовательных организаций для дальнейшего школьного обучения.

 Современные достижения в области дошкольного образования повышают значимость исследования разработки проблемы интегрированного обучения глухих и слабослышащих детей в массовой школе. Присутствие в группе массовой дошкольной организации ребенка с нарушенным слухом требует внимания к нему со стороны педагогов, готовности совместно с родителями гарантировать ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Неотъемлемой является психологическая подготовленность воспитателя к работе с таким ребенком, стремление содействовать ребенку и его родителям. Особая роль заключается в  обеспечение участия ребенка в занятиях и во всех видах деятельности.

Как известно, без помощи родителей невозможно успешное воспитание и обучение детей. Что касается родителей ребенка с ОВЗ, то в таком случае им принадлежит основная значимость в организации повседневных занятий дома. Необходим контроль за усвоением программного материала в ОО и, следовательно, их интенсивное участие в постоянной работе по развитию и формированию речевого общения в быту. Как правило, родители выполняют общеразвивающую и коррекционную работу в семье согласно заданиям сурдопедагога. Определенно, непосредственно сурдопедагог исполняет значительную роль в организации интегрированного обучения детей с нарушением слуха. Он, оценивая способности детей, рекомендует родителям направить ребенка в массовое учреждение, либо напротив, предостеречь их от этого. В то же время, положительным является то обстоятельство, которое предоставляет возможность посещения массовой ОО в течение одного года. Специалист отмечает, что для выполнения целенаправленной интеграции детей с недостатками слуха дошкольный возраст является более благоприятным периодом. Данный факт объясняется тем, что дети в младшем возрасте легче принимают ребенка с нарушениями, либо не придают значения дефекту. Сурдопедагог предоставляет детальные рекомендации по различным вопросам воспитания и обучения, консультирует воспитателей по проблемам организации взаимодействия с ребенком, знакомит с отличительными особенностями развития каждого ребенка, поясняет характер вероятных трудностей и способы их преодоления. При интегрированном обучении глухих и слабослышащих детей в общеобразовательной ОО к ним предъявляют высокие требования в плане освоения знаний, умений, навыков по общеобразовательной программе. Полноценная речевая сфера является основным аспектом включения детей с недостатками слуха, которая приводит к благоприятному речевому развитию. Поскольку глухие слабослышащие дети очень разнообразны по уровню речевого развития, следует ожидать и значительного разнообразия в развитии их мышления

Крайне важной проблемой интегрированного обучения считается создание единых подходов к диагностике проблем и трудностей, которыми вполне грамотно и квалифицированно обязаны владеть специалисты массовой ОО. При этом речь должна касаться не только сравнимых друг с другом методах диагноза проблем, но и о вытекающих из диагностики рекомендациях, обрисовывающих совокупность возможных мер. Комплекс исследовательских методов обязан содержать в себе методики анализа темпа и характера изменений, в соответствии осуществлению данных рекомендаций. Помимо этого, следует искать подобные способы построения интегрированного обучения, в которых общеобразовательному учреждению принадлежит не менее активная значимость, чем специальному. Специальная ОО должна подготавливать ребенка к потенциальному переходу в массовое учебное заведение. Данная подготовка, вероятность и рациональность перехода должны определяться степенью развития и характером адаптации ребенка, желанием родителей и наличием ОО, способной его принять.

В качестве примера интеграции детей в социум можно привести работу в группах кратковременного пребывания детей после КИ, функционирующих на базе ГБОУ КРОЦ с сентября 2003 года по решению министерства образования об организации в республике работы по педагогической реабилитации и абилитации таких детей.

Главной целью работы ГКП является формирование и воспитание здоровой, всесторонне развитой личности ребёнка, готовой к обучению в школе, способной успешно адаптироваться в социуме при стремительно изменяющихся условиях жизни. Для достижения поставленной цели вся учебно-воспитательная работа строится нами на диагностической основе, с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка. Реализуются следующие задачи воспитания и развития детей:

  • оказание психолого — педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников, их социализация в коллективе сверстников и взрослых;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  • осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечение психологического благополучия ребёнка в группе, способствование формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьёй;
  • осуществление взаимодействия с семьями детей для обеспечения их полноценного развития;
  • воспитание у детей чувства гражданственности, любви к окружающей природе, Родине;
  • подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.

Достижение поставленных задач достигается нами за счёт:

индивидуального подхода к каждому ребенку;

построения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями возрастного развития и потребностями детей (обучение через игру, проблемно-поисковые методы, индивидуальные и подгрупповые формы работы и др.)

обновлением предметно-развивающей среды в группе;

проведением ежегодной диагностики качества реализации образовательных программ.

Хочу отметить, что без сотрудничества с семьёй невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребёнка. Особенностью реабилитации ребенка с кохлеарной имплантацией является то, что у него с кохлеарным имплантом создаются условия для спонтанного понимания речи и собственной речи не только на занятиях, но и в течение дня во время общения с окружающими. Поэтому обучение родителей развивать у ребенка понимание речи окружающих и умение говорить является приоритетным направлением работы.  

Работа с родителями строится пошагово: экскурсия по ГКП, анкетирование родителей, личное знакомство с каждой семьёй, составление конкретного плана работы с родителями на год. В течение всего времени работа ведется на основе диалога, по принципу партнёрства. Проводятся консультирование и просвещение родителей. Также учитываются пожелания родителей по вопросам индивидуального консультирования.

В конце каждого года проводится итоговая диагностика уровня развития детей ГКП, по данным которой делается вывод о развитии слухового восприятия детей и чистоте разборчивости речи.

Результатом работы ГКП является:

  • успешная адаптация детей в коллективе;
  • дети становятся более уверенными в себе;
  • развивается навык взаимодействия друг с другом и со слышащими сверстниками; между детьми устанавливаюся дружеские отношения;
  • преодолевается коммуникативный барьер.

В заключении можно сказать, что разнообразные формы включения дошкольников в коммуникацию со слышащими детьми ориентированы на нормализацию и упорядочивание жизни, вовлечение его в сферу нормальных социальных взаимоотношений, всестороннее развитие. Работу по интеграции детей с нарушением слуха целесообразно начинать в дошкольный период, создавая разнообразные модели интеграции, необходимые для детей с ОВЗ, в нашем случае, неслышащих детей, которые имеют низкий уровень психофизического и слухоречевого развития. Высокий уровень развития ребенка способен гарантировать хорошую подготовку к школе и быть базой для последующего успешного и эффективного обучения в массовой школе. Дети, оказавшиеся в массовых учреждениях, должны быть обеспечены регулярной коррекционной помощью и психологической поддержкой. Для эффективности интеграции необходима особая организация педагогов, дефектологов, логопедов.

Литература:

 Гилевич, И. М. К проблеме интеграции: Програм. подгот. учителей массовых шк. к работе с детьми с нарушениями слуха. / И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 44–51.

 Выготский, Л.С Принципы социального воспитания глухонемых детей / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — С. 101–114. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф.дис. …д-р пед. наук: 13.00.03 / Кукушкина Ольга Ильинична. — М., 2005. — 58 с.

 Леонгард, Э. И. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции / Э. И. Леонгард // Инклюзивное образование. — 2010. — № 1. — С. 139–148.

 Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — № 3 — С. 65–73.

Соловьева, Т. А. Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы: дис. …канд. пед. наук: 13.00.03 / Соловьева Татьяна Александровна. –М., 2010. — 175 с.

 Шевчук, Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л. Е. Шевчук // Дефектология. — 2004. — № 6. — С.51–60.

Шматко, Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71–78.

 Щурова, Ю. Е. Динамика интеллектуального развития слабослышащих школьников от младшего школьного к подростковому возрасту: дис. …канд. псих. наук: 19.00.10 / Щурова Ю. Е. — М., 2007. –231 с. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, интегрированное обучение, массовая школа, интегрированное обучение детей, нарушенный слух, интеграция детей, недостаток слуха, речевое развитие, Россия.
Марданова, И. Р. Интегрированное обучение лиц с нарушениями слуха в России / И. Р. Марданова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14227/ (дата обращения: 28.03.2022).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: itautieva (20.01.2023)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz