Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
Тема: «Досуг (кино)»
Составила:
Таутиева Ирина Дмитриевна,
учитель-дефектолог (сурдопедагог).
Владикавказ, 2017 г.
Аннотация к технологической карте
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», предназначена для групповых занятий с учащимися 11 класса с нарушением слуха.
Тема занятия: Досуг (кино)
Цели:
Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов;
Воспитание самоконтроля за произношением в ходе работы по развитию слухового восприятия;
Формирование умения воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал занятия.
Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми.
Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, дифференциацией звонких и глухих согласных;
упражнять в умении воспринимать слухо-зрительно и на слух слова, фразы обиходно-разговорного характера и при организации диалога между учащимися.
учить опознавать и различать слухо-зрительно и на слух речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов (литературы);
тренировать в распознавании нового текста, предъявленного целиком на слух, опознавании и различении речевых единиц текста;
учить воспринимать текст в разбивку и целиком, используя серию картинок, рассыпной текст;
тренировать в восприятии речи без использования индивидуальных слуховых аппаратов.
Коррекционные:
учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятия;
активизировать и уточнять словарный запас;
развивать операции мышления (анализ и синтез);
развивать кратковременную зрительную память.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
пробуждать интерес к культуре родного города, фольклору, спортивным достижениям России.
Планируемые образовательные результаты:
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных УУД: учебно-познавательную мотивацию, эмоциональное отношение к учебной деятельности, самооценку.
Познавательных УУД: умение применять знания в ситуациях, созданных на занятии, умение получать инфомацию, используя энциклопедию, умение пользоваться учебными действиями (сравнение, классификация, анализ, синтез, аналогия, установление причинно-следственных связей), овладение общеучебными действиями (запоминание, восприятие, знаково-символические действия), умение делать выводы из полученной информации.
Регулятивных УУД: саморегуляцию, умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Коммуникативных УУД: Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение передать свою мысль в устной речи.
Программные требования:
Учащиеся должны уметь воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; знать и соблюдать орфоэпические правила, осуществлять контроль за различными сторонами произношения.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 70% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
Программное содержание:
Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого школьника воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.
Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
Особое значение на этапе активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом придается обучению учащихся воспринимать слухо-зрительно и на слух довольно большие по объему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха и отвечает требованиям программы по родному языку. На индивидуальных занятиях совершенствуются навыки слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
Основные понятия:
Восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо; предъявление разных единиц речи; предъявление материал целиком или по частям; смена видов деятельности ребенка; смена тематики речевого материала; восприятие, опознавание, различение, распознавание речевого материала.
Тип занятия: первое занятие по восприятию нового текста (глобальное восприятие текста)
Форма занятия: групповое занятие по развитию слуха и формированию произношения
Технология обучения: коррекционно-развивающая
Оборудование занятия: ноутбук, прибор «ИНЗ», экраны, съемные электронные носители (флешкарты) для копирования материала занятия, таблички с фразами,, рассыпной текст, иллюстративный и дидактический материал в электронном виде.
Технологическая карта группового занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и учеников, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия
Ф.И.О. учителя
|
Таутиева Ирина Дмитриевна
|
Место работы
|
ГКОУ школа-интернат для глухих детей
|
Должность
|
Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
|
Класс
|
11
|
Ученицы
|
Болотаева Ангелина - занимается с аппаратом фирмы «Otikon» на расстоянии от учителя до 1 метра.
Диапозон воспринимаемых частот на лучшеслышащее ухо 125- 8000Гц
Средняя потеря слуха - 80дБ
Болотаева Вероника - занимается с аппаратом фирмы «Bernafon» на расстоянии от учителя до 1 метра.
Диапозон воспринимаемых частот на лучшеслышащее ухо 125- 4000Гц
Средняя потеря слуха — 95дБ.
|
Предмет
|
Развитие слухового восприятия и формирование произношения.
|
Межпредметные связи:
|
Русский язык, математика.
|
Форма работы
|
Групповая.
|
Тема
|
Тема: «Досуг (кино)»
|
Тип
|
закрепление знаний
|
Цель
|
Учить воспринимать текст, задания по тексту. Учить распознавать и различать на слух части текста (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми). Обработка произносительных навыков на материале текста.Учить воспринимать текст, задания по тексту. Учить распознавать и различать на слух части текста (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми). Обработка произносительных навыков на материале текста.
|
Задачи
|
Предметные
( образовательные)
|
Произносить слитно, на одном выдохе слоги, слова, словосочетания, фразы сопряженно с учителем и отражённо по подражанию, изменять силу голоса в связи со словесным ударением.
|
|
|
Личностные
( воспитательные)
|
воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки;
воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;
воспитывать положительную мотивацию к учению;
развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.
|
Метапредметные
( развивающие)
|
Познавательные:
- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
Коррекционные
|
Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала.
Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.
Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.
Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние.
Формировать коммуникативную функцию речи.
|
Оборудование урока
Учебно-методический комплекс:
Печатные пособия:
Технические средства обучения:
|
ноутбук, экраны, съемные электронные носители (флешкарты) для копирования материала занятия, таблички с фразами, рассыпной текст, иллюстративный и дидактический материал в электронном виде.
|
Технологии, методы
и приемы
|
Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Технология здоровьесбережения.
Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.
|
Организационная структура индивидуального занятия
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности учащегося
|
I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин).
Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.
|
Учитель приветствует учащихся
Задает организационные вопросы.
Спрашивает.
- Здравствуйте
.- Как вы меня слышите?
Сегодня у нас групповое занятие. Послушайте, что мы будем делать.
(Слайд «План занятия»)
Мы будем хорошо говорить.
Слушать и вести диалог.
Выполнять задания.
Слушать, распознавать и различать новый текст.
В конце занятия вас ждет сюрприз.
- Что вы будете делать на занятии?
- Внимательно слушайте меня и правильно говорите звуки в словах.
|
Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.
- Можно войти в слуховой кабинет?
- Доброе утро!
- Я слышу хорошо.
- Я слышу хорошо
- Я буду слушать и говорить.
- Я буду слушать и говорить.
Воспринимают речь учителя слухо-зрительно с опорой на слайд.
Повторяют за учителем Сопряженно, отрженно. По одному самостоятельно.
Учащиеся по очереди контролируют свое произношение звонких и парных глухих согласных
|
II. Построение нового знания (18 мин.).
|
1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.).
|
1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно
- Будем петь гласные звуки.
А_____О_____У_____И_____Ы_____Э_____
2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов:
- Поработаем над изменением высоты голоса. Сделаем упражнения.
ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА - средним голосом
тра-тра-тра-тра-тра-тпа - тихим голосом
-Как вы говорили?
- Говорите громко!
ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА - громким голосом
-Как вы говорили?
- Будем работать над дыханием.
-Сделайте длинный вдох через рот, а выдох через нос.
-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.
|
А___О____У_____И____Ы____Э___
АОУИЫЭ
А ______
А______ О_______ У_______
А______О______У_____И_____Ы_______
ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА -
тра-тра-тра-тра-тра-тпа
-Тихо.
ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА
-Громко.
|
2. Организация диалога на основе речевого материала
|
(Текст предъявляетя дважды)
Текст.
-Ты часто ходишь в театр?
-Нет, не часто.
-Ты не любишь театр?
-Люблю, но предпочитаю кино.
-Как часто ты ходишь в кино?
-Каждую неделю.
-Какие фильмы ты смотрел в последнее время?
-Во вторник я смотрел американский приключенческий фильм, в пятницу — французскую комедию, а в субботу — наш детектив.
- А как часто ты ходишь в театр?
Время от времени, А ты?
-Я , пожалуй, тоже. Но в последнее время я не была и в кино.
-Что так?
-По телевезору показывали интересный сериал, и мне хотелось его посмотреть.
|
-Я буду слушать
-Я буду слушать
-Я слушала текст
-Я слушала текст
Текс целиком воспринимается учащимися слухо-зрительно дважды. После каждого предъявления учащиеся говорят, что восприняли.
|
3. Работа по коррекции произносительных навыков. Проводится на слух и слухо-зрительно.
|
На слух предъявляются слоги и речевой материал 2 раза. После двухкратного предъявления материал не воспринят, и он предъявляется им слухозрительно. Затем предлагается табличка с соответствующим слогом, которую ребята прочитывают еще раз.
ба, бо, бу, би, да, до, ду, ди, га, го, гу, ги, ча, чо, чу, чи, ца, цо, цу, ци.
бишь
любишь. А ты любищь?
И ты не любишь?
уббо
суббота
суббота. Нет, не суббота.
В субботу или в понедельник?
оди
ходишь. А ты ходишь? А ты уходишь?
ажаду
каждую. Каждую . Нет, не каждую неделю
неделю. Каждую неделю?
дете
детектив.
пред почита
предпочитаю. И я предпочитаю.
А ты что предпочитаешь?
ченчес
приключенческий. Американский приключенческий фильм.
ча
часто? Очень часто. Нет, не часто.
ицу
В пятницу. В пятницу или в субботу.
анцу узскую
французскую кинокомедию.
Французский приключенческий фильм, французский детектив.
Французские духи.
онце
концерт
ого
много
многосерийный фильм.
|
Ученицы повторяют слоги по подражанию: ба, бо, бу, би, да, до, ду, ди, га, го, гу, ги, ча, чо, чу, чи, ца, цо, цу, ци.
бишь
любишь
уббо
суббота
ажаду
каждую.
Нет, не каждую неделю. В неделю один раз.
дете
детектив.
пред почита
предпочитаю. И я предпочитаю.
ченчес
приключенческий.
ча
часто?
анцу узскую
французскую кинокомедию.
онце
концерт
ого
много
многосерийный фильм.
|
4. Работа над словесным ударением
|
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают слоги?
-Как мы говорим ударные слоги?
-Как мы говорим безударные слоги?
-Прочитайте стихотворение с ударением. соблюдай паузы.
- Лена!... Лена!...Как дела?
- Где ты пропадала?
- В магазине я была. Книгу покупала.
|
-Слова состоят из слогов.
-Слоги бывают ударные и безударные.
-Ударные слоги мы говорим громче и протяжней.
-Безударные слоги мы говорим тихо и кратко.
Девочки по очереди читают стихотворение, соблюдая ударения
|
5. Физминутка (обыгрывание стихотворения)
Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.
|
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.
Ви – ви – ви, ви – ви – ви, Витю мне позови.
Во – во – во, во – во – во, Вова держит пальто.
Ву – ву – ву, ву – ву – ву, не садись на траву.
Ве – ве – ве, ве – ве – ве, Вера ходит в траве.
Прохлопать ритмический рисунок.
|
Поднять руки вверх. Потянуться.
Присесть на корточки. Руки опустить на пол.
Прохлопать ритмический рисунок. Улыбаться.
|
III.Применение полученных знаний
|
1. Различение речевого материала на слух. (10 мин.)
|
Предъявляется на слух. Учащиеся отвечают на вопросы, задают вопросы друг другу, выполняют задания, повторяют.
У.: Почему Стас на часто ходит в театр?
У.: Аделина, ты предпочитаешь кино или театр?
У.: Аделина, спроси у Веры,что она предпочитает, кино или театр?
У.: Вера, спроси у Аделины, как часто она ходит в кино?
У.: Аделина, какие фильмы ты смотрела в последнее время?
У.: Аделина, спроси у Веры, какие фильмы она смотрела в последнее время?
У.: Я хожу на концерты время от времени, а вы?
У.: Что так?
В.: Я хожу на спорт. У меня остается мало времени.
Затем на слух предъявляется словарь:
я предпочитаю
я тоже предпочитаю
в последнее время
часто
как часто?
кино
театр
концерт
время от времени
многосерийный фильм
что так?
вот так.
|
В.: Стас предпочитает кино.
А:Я предпочитаю кино.
А.: Вера, ты предпочитаешь кино или театр?
В.: Я тоже предпочитаю кино.
В.: Аделина, как часто ты ходишь в кино?
А.: Я хожу в кино раз в неделю.
А.: Я смотрела «Лед».
А.: Вера, какие фильмы ты смотрела в последнее время?
В.: Я тоже смотрела «Лед».
А.: Я хожу на концерты время от времени.
В.: А я не хожу на концерты в последнее время.
В.: Я хожу на спорт. У меня остается мало времени.
Ученицы слушают и повторяют фразы
|
2. Новый по звучанию материал закрепление нового по звучанию материала при восприятии на слух в сочетании со знакомым речевым материалом.
|
У.: В нашем городе много интересного.
У.: Мы постараемся посмотреть как можно больше.
У.: Аделина, спроси в У Веры, как часто она ходит в кино?
У. А Стас ходит в кино время от времени.
У.:Вера, спроси у Аделины, что она предпочитает, кино или театр?
У.: Аделина а, спроси у Веры , какая маршрутка идет в сторону «Дружбы»?
У.: А как лучше доехать до «Терека»?
У.: Аделина, скажи Вере, что в «Тереке» идет французский приключенческий фильм.
У.: Фильм широкоэкранный и цветной.
У.: Вера, спроси у Аделины, долго ли она пробудет в школе?
У.: Вера, спроси у Аделины, что она предпочитает — чай или кофе?
У.: Вера, спроси у Аделины, какие фильмы она смотрела в последнее время?
У.: А какие спектакли вы смотрели?
У.: На этой неделе по телевизору будут показывать интересный сериал.
На следующей неделе тоже будут показывать интересный сериал.
У.: А я смотрю сериал время от времени.
|
Ученики повторяют.
Ученики повторяют.
А.: Вера, как часто ты ходишь в кино?
В.: Я хожу в кино два раза в месяц.
В.: Да, Стас ходит в кино время от времени.
В.: Аделина, ты предпочитаешь кино или театр?
А.: Я предпочитаю кино.
В.: Я тоже предпочитаю кино.
А.:Вера, какая маршрутка идет в сторону «Дружбы»?
В.: В сторону «Дружбы» идет сороковая маршрутка.
А.: До «Терека» лучше доехать на тридцатой маршрутке.
А.: Вера , в «Тереке» идет французский приключенческий фильм.
Ученики повторяют.
В.: Аделина, долго ли ты пробудешь в школе?
А: А буду в школе до четырех часов, а ты?
В.: А я уйду в два часа.
А: Что так?
В.: Мне надо на тренировку.
В.: Аделина, что ты предпочитаешь — чай или кофе?
А.: Я предпочитаю чай, а ты?
В.: А я предпочитаю кофе.
В.: Аделина, какие фильмы ты смотрела в последнее время?
А.: Я смотрела «Лед».
В.: Я не ходил в театр.
А.: Я тоже не ходила в театр.
Ученики повторяют.
Ученики повторяют.
Ученики повторяют.
|
3. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).
Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.
Математика
|
Послушайте и ответь на вопросы:
Назовите фигуры, которые вы видите на картинке.
(Слайд с изображением цирка)
|
Выполняет задание, отвечает на вопросы,
корректирует свое произношение с помощью учителя
параллелепипед, полусфера, круг...
|
IV. Рефлексия деятельности (1-2 мин.).
Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.
|
Задает вопрос:
- Что вы делали на занятии?
Оценивает работу учеников.
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
Послушай, какую оценку, я поставила вам за занятие.
За экраном.
- Вы слушали внимательно, старались правильно говорить.
-Алелина,ты молодец! Пять.
-Вера,ты молодец! Пять.
|
-Я слушала, говорила, отвечала на вопросы
-Я слушала, говорила, отвечала на вопросы
-Я занималась хорошо, мне было интересно и все понятно.
-Я занималась хорошо, мне было интересно и все понятно.
-Спасибо, до свидания
|
|