Суббота, 04.05.2024, 08:17
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на конференции в СОГПИ "Опыт работы с неслышащими и слабослышащими детьми в ГБОУ КРОЦ"
18.01.2023, 12:04

В январе 2019 года на базе школы – интерната для глухих детей был открыт комплексный реабилитационно - образовательный  центр для детей с нарушениями слуха и зрения. Целью деятельности  центра является реабилитация и обеспечение полноценной  жизни ребенка с особыми образовательными потребностями, его социальная интеграция, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности,  устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности. Одним из направлений нашей работы  является обучение и воспитание неслышащих и слабослышащих детей.

Важно обратить ваше внимание на то, что проблема детей с нарушениями слуха - это проблема неравных возможностей, обусловленная физическими, психологическими, социальными, культурными и иными барьерами.

Главнейшие специальные задачи, которые стоят перед нами - это максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной и письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления.       

Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения слуха, в нашем центре  начинается в дошкольном отделении.

Конкретное содержание работы зависит от вида, структуры и степени выраженности дефекта. Методы и приемы педагогического воздействия используются в практике специального дошкольного обучения и воспитания те же, что в общей и коррекционной педагогике. Конечно,  при этом данные методы, приемы преломляются с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики нарушения, его последствий, то есть вторичных дефектов развития.

Коррекционная работа в отделении дошкольного образования  представляет собой проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, которое  обеспечивает позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности дошкольника  через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность, арт-терапию и другие формы активности. Деятельность ребенка организуется таким образом, чтобы он сам активно приобретал собственный опыт, творчески созидал собственные знания и смыслы, строил взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Так знания и смыслы усваиваются  не механически, а активно конструируются самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с окружающим миром. Для этого используются  такие виды деятельности,  как:

  • игровая (сюжетно-ролевая игра, речевая игра, игра с правилами и другие виды игры) :  при использовании игровых методов ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, учится общению, а это один из способов социализации ребенка; также в ходе игры происходит формирование и развитие звуковой культуры, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
  • познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), когда используются такие виды воздействия на ребенка, как:
  •  восприятие художественной литературы и фольклора (инсценировки, игры-драматизации);
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • АРТ-терапия:

–  изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

–  музыкально-ритмические занятия, дыхательная гимнастика, игры на детских музыкальных инструментах),

– хореографические занятия;

  • двигательная  (овладение основными движениями) форма активности ребенка
  • игры и упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и практическую деятельность).

К сожалению, нет возможности в рамках данного выступления осветить  более подробно данную тему. Могу лишь отметить, что использование вышеуказанных подходов к вопросам реабилитации детей с нарушениями слуха в  дошкольном отделении образовательной организации позволяет успешно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход и позволяет в дальнейшем  реализовать особые образовательные потребности обучающихся.

Как показывает наш опыт, важнейшим компонентом реабилитационной деятельности  является работа с семьей. Мы помним, что первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Поэтому проводится диагностика семьи, в ходе которой решаются задачи определения соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок, выявления факторов, способствующих или препятствующих его гармоничному развитию. Работа с семьей с помощью консультирования, проведения обучающих мероприятий позволяет обучить родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком. Показателем результативности и эффективности работы  является  динамика индивидуальных достижений ребенка.

Важнейшим фактором реабилитации детей с нарушениями слуха является также  наличие специально организованного психолого-педагогического сопровождения. В результате чего происходит включение детей в социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей.

В обучении неслышащего ребенка ведущее место занимает сурдопедагог. Именно он определяет наилуч­шие пути, средства, условия, которые обеспечат компенсацию деятельности нарушенного слухово­го анализатора школьника  в целях его адаптации и интегра­ции в общество. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами центра  по следующим направлениям: организационное, диагностическое и коррекционное, консультативно-просветительское, методическое. Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:

1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях: в процессе  индивидуальных занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения. Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих.

2) Формирование произносительной стороны речи.

3) Развитие речи, что предполагает коррекцию речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);  развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).

На индивидуальных и групповых занятиях создаются условия для расширения возможностей компен­сации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов, вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).

Обязательными условиями обучения детей с недостатками слуха является ранняя диагностика,  раннее слухопротезирование и постоянное ношение адекватно подобранных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

В начальной и средней школе продолжается  обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.

 Целью работы на данном этапе является подготовка  обучающихся к  активному  участию  в основных направлениях жизни и деятельности общества.      Ключевой задачей реабилитации детей является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Эта цель достигается в том числе и с помощью   арт-терапии. Арт-терапия в нашем центре является специализированной, направленной на выявление и развитие способностей детей с нарушениями слуха, приобретение ими определенных социальных навыков и умений. Мы в школе используем не только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография, но  и другие современные методики: игротерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию,  цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию, жестовую песню. Жестовое пение - это художественный жанр, а точнее, вид искусства, созданный самими инвалидами. Зрелище это необычное, очень яркое и эмоциональное.

 Художественное творчество становится средством социальной реабилитации детей. В центре работает танцевальная студия, театр жестовой песни, кружок декоративно-прикладного искусства. Свидетельством успешной социализации и реабилитации служит то, что наши дети принимают участие в различных всероссийских конкурсах, фестивалях, смотрах и олимпиадах, становятся победителями и лауреатами.

Не менее эффективной  реабилитационной помощью ребенку может быть «сенд-плей» - терапия или «песочная терапия», активно использующаяся  в деятельности педагога – психолога.

Наши воспитанники имеют возможность обучения и восстановления в специализированных комнатах. В школе активно используется развивающая сенсорная комната – пространство, заполненное разнообразными стимуляторами органов чувств, которые положительно действуют на органы слуха, зрения, осязания ребенка.

Всё новое – это хорошо забытое старое.  Во все времена детям прививали самые различные навыки в игре. Сейчас игротерапию считают одним из видов инновационных технологий реабилитации детей -инвалидов и наиболее эффективным  средством  коррекции. Мы активно используем эту технологию. Игровая терапия оказывается эффективной как средство улучшения интеллектуального и  эмоционального развития детей, при коррекции звукопроизношения, отставания в речевом развитии и др. Социальный педагог использует данную методику для отработки у детей навыков самообслуживания, социально бытового ориентирования, навыков мелкой моторики, речевых навыков. Мы  в игровую деятельность целенаправленно включаем  и родителей, которые,  обучившись различным игровым приёмам во время занятий с тем или иным педагогом, применяют эти приёмы дома, играя со своим ребёнком. Это обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса.

Сказкотерапия.  Это методика, главной целью  деятельности которой  является развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также произвольной регуляции поведения.  Cоциальный педагог применяет сказкотерапию, как метод, с целью расширения у ребёнка знаний об окружающем мире, развития творческого воображения, речевых навыков.  

Хочу подчеркнуть главное: накопленный нами опыт позволяет сделать вывод, что в результате вышеперечисленных методов развиваются коммуникативные навыки детей, они становятся контактными; более устойчивым становится внимание; значительно улучшается работоспособность детей. А самое главное - дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

Хочу подчеркнуть: использование инновационных методов и приемов реабилитации и социализации не должно ограничивается пространством комнаты, нельзя ребёнка научить общению с миром без общения с природой. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде.   Нами разработаны экскурсионные маршруты для детей с учетом возрастных возможностей.

Немалый интерес вызывает  и изучение истории  родного края. В нашей школе действует кружок краеведения от Центра экскурсий.  Знакомство с исконно осетинскими традициями – продолжение реабилитационной деятельности и социализации ребенка.

 Для формирования стремления к здоровому образу жизни, охраны здоровья как основной жизненной ценности в учреждении ведется кружок общей физической подготовки.  Эта работа направлена на создание условий для сохранения здоровья, физического развития школьников, на формирование санитарно-гигиенической культуры, сознательного отношения к укреплению своего здоровья.

Спорт занимает значимое место в реабилитации школьников с нарушениями слуха. Обучающиеся посещают секции греко-римской борьбы, вольной борьбы и тхэквондо. Среди  выпускников нашей школы – олимпийские чемпионы, чемпионы мира по греко-римской борьбе, вольной борьбе и футболу. И сегодня обучающиеся продолжают победные традиции, выигрывая и занимая призовые места на всероссийских чемпионатах. 

Обучение и воспитание – процесс сложный и многогранный. От слаженной работы всех  составляющих зависит в конечном итоге долгосрочный результат. Но специалисты не могут находиться с ребенком постоянно, поэтому огромное значение мы придаем привлечению родителей к активному участию в коррекционно-восстановительной работе. Нами была разработана и внедрена программа «Интерактивные методы в работе с родителями». В ее основе лежит принцип активного взаимодействия с родителями и быстрое решение возникающих проблем организации работы. Трудности, запросы, пожелания родителей отслеживаются на всех этапах педагогического процесса, что помогает гибко реагировать на изменение ситуации и вносить необходимые коррективы. Интерактивность понимается нами как прямой диалог с родителями в режиме обратной связи.

Использование ИКТ  - еще один из инновационных методов обучения и воспитания.  Основная их ценность заключается в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду  с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Это особенно важно для наших обучающихся, с учетом  их основного дефекта. Наши дети успешно осваивают новые возможности, открывающиеся перед ними, участвуют в конкурсах и становятся лауреатами, победителями соревнований.

Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Она ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Подводя итог, могу сказать:  в результате комплексных реабилитационных воздействий наши воспитанники становятся  более уверенными в себе, открытыми, учатся взаимодействовать с внешним миром, что помогает им полнее интегрироваться в социум.

Кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных способов реабилитации детей, имеющих тяжелые нарушения слуха.

  На базе нашего центра организована психолого-педагогическая реабилитация обучающихся, перенёсших операцию кохлеарной имплантации. С  сентября 2013 года    открыты и функционируют группы кратковременного пребывания для указанной категории детей.  

Деятельность групп организована по следующим направлениям:

  • индивидуальные занятия с сурдорпедагогами,
  • занятия с психологом,
  • групповые музыкально-ритмические занятия,
  • занятия ЛФК.

       С детьми работают  дефектологи-сурдопедагоги, педагог-психолог, учитель лечебной физкультуры, педагог музыкально - ритмических занятий. Осуществление постоперационной педагогической слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации  предполагает:

  • наличие речевой среды;
  • регулярные занятия с сурдопедагогом;
  • обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.

  На сегодняшний день в группах  кратковременного пребывания проходят реабилитацию 30 детей.

  В начале каждого учебного года   проводится комплексная психолого- педагогическая диагностика каждого ребенка, после чего сурдопедагогами заполняются  карты развития детей и вырабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут по развитию слухового восприятия и формированию произношения, по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.            Главной целью работы  является формирование и воспитание здоровой, всесторонне развитой личности, готовой к обучению в школе совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, способной успешно адаптироваться в социуме.  Для достижения поставленной цели вся учебно-воспитательная работа строится  с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка. В процессе работы педагогами решаются  следующие задачи воспитания и развития детей:

    • оказание психолого-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации;
    • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников, их социализация в коллективе сверстников и взрослых;
    • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
    • оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
    • осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечение психологического благополучия ребёнка в группе, способствование формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьёй;
    • осуществление взаимодействия с семьями детей для обеспечения их полноценного развития;
    • воспитание у детей чувства гражданственности, любви к окружающей природе, Родине;
    • подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.

  Цели и задачи достигаются за счёт:

  • индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • построения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями возрастного развития и потребностями детей (обучение через игру, проблемно-поисковые методы, индивидуальные и подгрупповые формы работы и др.), обновления предметно-развивающей среды в группе;
  • проведения ежегодной диагностики качества реализации образовательных программ.

  Особенностью реабилитации ребенка с кохлеарной имплантацией является то, что для него  создаются условия для спонтанного понимания речи  не только на занятиях, но и в течение дня во время общения с окружающими. Поэтому обучение родителей умению развивать у ребенка понимание речи окружающих и говорить является также приоритетным направлением работы педагогов. 

Работа с родителями также выстраивается по отдельному плану, в котором предусмотрено анкетирование родителей, личное знакомство с каждой семьёй, составление конкретного плана работы с родителями на год. В течение всего времени работа ведется на основе диалога, по принципу партнёрства. Проводятся консультирование и просвещение родителей

  Также учитываются в работе  пожелания родителей по вопросам индивидуального консультирования и оказания им психологической помощи.

  В конце каждого учебного года проводится итоговая диагностика уровня развития детей.

  Опыт работы детьми данной категории дает нам основания сделать вывод:  в условиях специально организованного процесса реабилитации с применением   разнообразных методов и приемов, у детей с КИ наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта,  формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей: они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.         

В заключение хочу подчеркнуть, что свою главную  цель мы видим в том, чтобы воспитать полноценного человека без всяких скидок на глухоту,  вырастить свободного человека, не чувствующего себя зависимым от переводчика. 

Категория: Мои файлы | Добавил: itautieva
Просмотров: 40 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz