Конспект
открытого занятия по развитию слухового
восприятия и формированию произношения
в 3 классе школы - интерната для глухих
детей г. Владикавказа
ученица: Стелла, 2002г.р.
Учитель
Таутиева Ирина Дмитриевна
Характеристика
учащегося:
Д/з:
Двусторонняя кондуктивная тугоухость
III степени(некроз, отосклероз слуховых
косточек)
с/а
l₁=3м l₂=3,5м
б/а
l₁=0,5м l₂=1м
Слуховой
аппарат карманного типа Siemens176AO(усил.7,8)
прикус:N
Средняя
потеря слуха: 65дБ на оба уха.
Профиль
произношения на III четверть:
с/+щ;
сь/+щ; ж/С с особ.; ль/+л; ч/С с особ.
Цели
занятия:
Формирование
произношения понятного окружающим:
а)
как надежного способа коммуникации;
б)
как основы овладения языком;
в)
как основы речевого общения.
Формирование
навыков восприятия речи на слух, которые
являются прочной основой слухо —
зрительной базы становления речи глухух
и слабослышащих.
Задачи
занятия по РСВ:
Учить
воспринимать на слух речевой материал,
предлагаемый в ходе учебно —
воспитательного процесса со СА и без
него.
Формировать
навыки восприятия речи на слух, которые
являются прочной основой слухо —
зрительной базы становления речи.
Реализовывать
резервы тонального и речевого слуха,
которыми располагает ребенок.
Учить
воспринимать на слух образец речи
учителя и подражать ему.
Учить
контролировать собственное произношение.
Задачи
занятия по ФП:
Обеспечить
достаточную внятность произношения.
Вырабатывать
членораздельное произношение, отражающее
все фонетические элементы, которые
используются в языке для выражения и
различения смысла.
Достичь
выразительности произношения, приближая
его к произношению нормально слышащих
и говорящих людей.
Вырабатывать
и закреплять навыки самоконтроля
собственного произношения.
Тема
занятия:
Автоматизация
Ш,Ж в начальной в начальной позиции,
между гласными в слогах, словах,
предложениях, самостоятельной речи.
Дифференциация
с — сь в конечной позиции в слогах,
словах, предложениях, самостоятельной
речи.
Произнесение
на одном выдохе 9-10 слогов во фразах,
словосочетаниях, предложениях. Слитное
произнесение предлогов со словами.
Работа
над повествовательной, вопросительной
и восклицательной интонациями.
Восприятие
на слух текста объемом10 предложений.
Восприятие на слух обиходно — разговорной
и учебной лексики на рабочем и
прогнозируемом расстоянии с исп. СА и
без него.
Выработка
и закрепление навыков самоконтроля.
Оборудование:
таблички,
картинки, карточки, учебник «Произношение»
4класса под ред. Пфафенродт А.Н.
Ход
занятия:
I.
Организационный момент.
-Здравствуй.
-Какое
у тебя настроение?
-Ты
сегодня завтракала в школе?
II.
ФП
Сними
аппарат, будем слушать без апарата
l₂=1м
-Послушай
вопрос и скажи полный ответ.
В.:
Какого числа закончились зимние каникулы?
(За зкраном)
О.:
Зимние каникулы закончились 13 января.
В.:Сколько
дней продолжались каникулы? (За зкраном)
О.:
Каникулы продолжались 14 дней.
Автоматизация
Ш,Ж.
-Надень
аппарат.
-
Произнеси звуки [ш], [ж] протяжно
-ш____________
ж__________
В.:
Где находится язык?
О.:
Язык находится наверху.
В.:
Чем отличаются звуки [ш],[ж]?
О.:
Когда говорим ш - нет голоса.
Когда говорим
ж - голос есть.
1.
Произнеси
слоги со звуком [ш]
ша -шу-шо-ши
ши -шо-шу-ша
2.
Произнеси слоги со звуком [ж]
жа-жо-жу-жи
жу-жо-жи-жа
3.
Послушай, покажи, повтори
жа-ша
жарит-шалит
жу-шу
журчит-щумит
жи-ши
живет-шипит
4.
Составь словосочетания, выбери слово
шумит
змея
журчит
ветер
жарит
ручеек
шипит
картошку
5.
Посмотри
на картинку, скажи полный ответ
В.:
Что делает Женя?
О.:
Женя поливает цветы.
В.:
Что будет делать Шурик?
О.:
Шурик будет мыть пол.
В.:
Что делает Жанна?
О.:
Жанна читает книжку.
6.
Послушай,
покажи, повтори
ажа-аша
сажает-слушет
аже-аше
мажет-машет
ажи-аши
лежит-сушит
аже-аше
чашечка-ложечка
7.
Измени
слово по образцу
-Я называю первое
слово, ты — второе.
кошка — кошечка
луг - лужок
брошка -
круг -
крышка -
снег -
сумка -
берег -
чашка -
сапог -
ромашка -
пирог -
игрушка -
флаг -
8. - Послушай
стихотворение.Назови слова, в которых
есть звуки [ш], [ж]. Прочитай, соблюдая
интонацию.
Ежик и Лиса.
Бежит ежик вдоль
дорожек,
Да скользит по льду.
Говорит ему Лиса:
-Дай переведу!
Отвечает серый ежик:
-У меня две пары ножек
-
Сам я перейду.
Дифференциация с —
сь.
1.
Послушай, покажи, повтори
ас — ась
квас - мазь
ос — ось
матрас - брось
ус — усь
трус — на трусь
ыс = ысь
мыс - рысь
ес — есь
вес — весь
2.
Составь
диалог
Где ваш класс?
...
все
Все ребята пришли?
...
не здесь
А Светлана Сергеевна
здесь? Здесь
3.
Измени
слово по образцу
забросить — забрось
повесить -
выбросить -
развесить -
сбросить -
4.
Составь
поручения
забрось
мяч в... (корзину)
…
куртку
на... (вешалку)
…
мусор
в... (ведро)
…
бусы
на … (елку)
…
рисунок
в... (альбом)
…
снег
с... (крыши)
5.-
Послушай
стихотворение. Повтори слова со звуком
[сь] на конце (стихотворение ранее выучили
наизусть).
Рано утром ты проснись,
На зарядку становись!
И назад, и вперед
поклонись, Руки вверх, руки вниз!
Вправо, влево
повернись.
6.
-Давай
поиграем. Я буду играть, а ты будешь
дклать зарядку, а потом наоборот. Говори
хорошо звук [сь] на конце слово. Соблюдай
интонацию.
7.
-Посмотри
на картинку, составь предложение,
используй слова: разлилась, проснулась,
затопила.
III.
РСВ
l₂=3,5м
1.
Послушай,
повтори
(За экраном) [Птицы
уничтожают вредных насекомых.]
(За экраном) [Зима
холоднее, а весна теплее.]
(За экраном) [Что
тяжелее: стул или стол?]
(За экраном) [Первая
линейка уже, чнм вторая.]
(За экраном) [Вторая
линейка шире, чем первая.]
2.
- Послушай
рассказ
с/а
l₁=3м (первое предъявление)
(За экраном)
«Весна»
На земле еще кое -
где лежит снег. Земля холодная, грязь
хлюпает под ногами. Но кругом весело.
Солнце светит ярко, и лучи его купаются
в лужах вместе с воробьями. Деревья
голые, но уже живут и дышат. В такое время
года хорошо гнать метлой или лопатой
грязную воду в канапвах, пускать по воде
кораблики или долбить упрямый лед. Все
это хорошо в счастливое время года.
В.:
- О чем я прочитала?
О.: - Вы прочитали о
весне.
В.:
- Что ты запомнила?
О.: - Солнце ярко
светит, грязь хлюпает под ногами.
(На следующем
занятии прослушаем рассказ еще раз).
IV.
Итог занятия.
-Занятие
закончилось. Ты молодец!Слушала
внимательно, ошибок не было. Говорила
тоже хорошо, но в произношении
звуков[с][сь][ш][ж] были ошибки. Старайся!
До свидания. Буду ждать тебя на следующем
занятии
|