Суббота, 18.05.2024, 07:44
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Упражнения по развитию мелкой моторики
13.02.2013, 21:48
Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребёнок может выполнять самостоятельно. Они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.


Игра «Крутись, карандаш».

Цели: сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы: Карандаши с ребристой поверхностью.

Ход игры.

Педагог даёт ребёнку карандаши и предлагает покатать их по столу вперёд – назад. Сначала ребёнок катает карандаш одной рукой (ведущей), потом другой, далее можно предложить покатать карандаш обеими руками.

Также ребёнок может катать карандаш между ладоней или по очереди каждым пальцем по столу.


Игра «Не боюсь колючек».

Цели: Сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы: Бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход игры.

Взрослый даёт ребёнку бигуди и предлагает их потрогать. Обращаем внимание ребёнка, что бигуди колючие. Далее по подражанию ребёнок катает бигуди между ладонями, нажимая на них с разной силой. Во время выполнения упражнения ладони должны быть прямыми и напряжёнными.


Игра «Непослушные шарики».

Цели: Сделать массаж ладоней ребёнка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материалы: Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой и ребристой поверхностью, бусины, крупа.

Ход игры.

Ребёнок получает шарики и катает их ладонью по столу (вперёд-назад, в стороны, по кругу). Во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней.

Затем можно предложить ребёнку покатать шарики между ладонями. Когда ребёнок научится катать шарики, можно предложить ему крупу или бусины, при этом можно накрыть ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.



Игры с предметами и материалами


Игра «Котёнок».

Цели: Укреплять мышца пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Материалы: Маленькие резиновые игрушки-пищалки (котята).

Ход игры.

Ребёнку даём игрушку и предлагаем сжать в руке. Для сопровождения используется двустишье


Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Игру повторяем несколько раз.

Подобные игры можно проводить и с другими игрушками-пищалками (щенок, медвежонок и т.д.)


Игра «Ветерок».

Цели: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Резиновые игрушки небольшого размера.

Ход игры.

Взрослый показывает ребёнку игрушку, сжимая её, демонстрирует, как из отверстия выходит воздух. «Вот так дует ветерок! Давай сделаем ветер вместе».

Чтобы ребёнок мог ощутить струю воздуха, лучше поднести игрушку отверстием к ладони или к щекам. Далее предлагаем ребёнку самому «подуть». Можно сдувать ватку, пёрышко, салфетку ли небольшой бумажный комочек.


Игра «Ямки».

Цели: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы: Тесто или пластилин; изюм, фасоль, горох или любые другие мелкие предметы; поднос; карандаш.

Ход игры.

Предложите ребёнку размять в руках кусок теста (пластилина), затем положить его на поднос и сделать ямки, надавливая прямым указательным пальцем. Можно действовать несколькими пальцами (2-3), можно надавливать сразу всеми пальцами, одной или двумя руками одновременно. После этого в получившиеся ямки ребёнок кладёт мелкие предметы. При работе с пластилином ямки можно сделать карандашом или палочкой.




Игра «Спрячь шарик».

Цели: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы: Тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики.

Ход игры.

Предложите ребёнку спрятать в тесто (можно подкрашенное пищевой краской) шарики, а затем найти их. Повторяем игру несколько раз.

При работе с пластилином можно предложить сначала облепить шарик пластилином, а затем снять его.


Игра «Спрячь руки».

Цели: Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: Крупа или мука, или песок; миска.

Ход игры.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Покажите ребёнку, что нужно спрятать руки в крупу так, чтобы их было не видно. Далее попросите пошевелить руками так, чтобы крупа не рассыпалась.



Игра «Найди игрушку».

Цели: Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: Разные виды круп или песок (мука), небольшие игрушки, миска.

Ход игры.

Насыпьте в миску крупу и спрячьте игрушки. Затем попросите ребёнка найти эти игрушки. Такую же игру можно проводить в песочнице.




Игра «Пересыпь крупу».

Цели: Учить пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, развивать зрительно-моторную координацию.

Материалы: Разные виды круп или песок, ложка или лопатка, или воронка, разные виды ёмкостей (коробки, миски, бутылки, пакеты).

Ход игры.

Предложите ребёнку пересыпать крупу при помощи орудия. «Жила-была мышка. Она была очень запасливая. Давайте поможем мышке разложить зёрнышки в банки, коробки и пакеты. Теперь мышке будет, что кушать».


Игра «Бумажные снежки».

Цели: Развивать силу рук.

Материалы: Листы бумаги.

Ход игры.

Дайте ребёнку листок бумаги и предложите его смять в комок. Покажите ему, как это делается. Затем можно играть этими комочками в снежки.


Игра «Осенние листья».

Цели: Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы: Листы бумаги красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета.

Ход игры.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите сделать листочки, разорвав его на кусочки. Покажите ребёнку, как нужно рвать бумагу. Если у ребёнка не получается, сделайте совместно с ним, а потом попросите повторить. Можно рвать целые листы, а можно полоски бумаги. Всё зависит от способностей ребёнка. После того, как «листья» будут готовы, организуйте игру «Осенние листья», покажите, как листья падают (листопад).


Игра «Погремушки».

Цели: Развивать хватательные соотносящие движения рук.

Материалы: Небольшие пластиковые бутылки с крышками, мелкие предметы (камушки, фасоль, бусинки, детали мозаики и т.д.); коробочки.

Ход игры.

Покажите ребёнку пластиковую бутылку с мелкими предметами внутри, потрясите ей. «Посмотри, какая погремушка. Давай сделаем такую же».

Дайте ребёнку бутылку и попросите открыть крышку. В случае затруднений окажите помощь. Покажите (расскажите), что нужно переложить мелкие предметы из коробочки (по одному, захватывая двумя или тремя пальцами) в бутылку. После того, как ребёнок выполнит задание, предложите ему закрыть крышкой бутылку и закрутить её. При затруднении окажите помощь. Время задания ограничено. Поэтому предметов не должно быть очень много. Иначе у ребёнка быстро наступить пресыщение и утомление.



Игра «Одеваем куклу»

Цели: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстёгивать и застёгивать липучки, кнопки, пуговицы, молнии, крючки.

Материалы: Кукла, в деталях одежды которой используются различные застёжки (молнии, крючки, пуговицы, липучки, кнопки).

Ход игры.

Покажите ребёнку куклу. «Это кукла (имя). Она ходила гулять. А теперь ей пора спать (купаться). Давай разденем куклу».

Предложите расстегнуть застёжки на одежде куклы и снять её. Когда ребёнок научится расстёгивать, приступайте к обучению застегиванию. Липучки расстёгивать и застёгивать проще, чем кнопки, пуговицы и крючки. На начальном этапе можно помогать ребёнку, делать совместно.

Такую же игру можно проводить во время режимных моментов.


Игра «Поиграй на пианино!».

Цели: Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: Детское пианино (деревянное или электронное).

Ход игры.

Покажите ребёнку пианино, сыграйте на нём какую-нибудь мелодию (спойте). Затем попросите его поиграть на пианино. Продемонстрируйте, как нажать на клавиши одним или несколькими пальцами. Если ребёнок сам затрудняется, сделайте совместно с ним.

Можно обыграть данное занятие, предложив устроить танцы для кукол.


Пальчиковые игры

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук

  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

  • развитие внимания.

Методы обучения:

  1. показ действий

  2. действия руками ребёнка

  3. самостоятельные действия ребёнка




Игра «Очки».


Цели: Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям

взрослого.


Ход игры:


(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести

к глазам)


Бабушка очки надела


И внучонка разглядела.



Игра «Лодка».


Цели: Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям

взрослого.


Ход игры.

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)


Лодочка плывёт по речке,


Оставляя на воде колечки.




Игра «Пароход».



Цели: Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям

взрослого.


Ход игры.


(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты

вверх)


Пароход плывёт по речке


И пыхтит он, словно печка.




Игра «Коза».


Цели: Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям

взрослого.

Ход игры.


(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд,

средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)


У козы торчат рога,


Может забодать она.




Игра «Жук».


Цели: Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям

взрослого.

Ход игры.


(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок

шевелит ими)


Жук летит, жук жужжит


И усами шевелит.





Список используемой литературы и электронных ресурсов.


  1. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: упражнения на развитие мелкой  моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2012
  2. Ткаченко Т. Развиваем мелкую моторику. – Москва, 2007
  3. Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – Москва, 2007
  4. http://www.logoped.ru/igry.htm








Категория: Мои файлы | Добавил: itautieva
Просмотров: 1079 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz