Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
(2 занятия по 20 мин.)
Тема: 1.Обучение произношению. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.
2.Развитие слухового восприятия. Природа. Живая и неживая природа. 1 занятие по тексту «В лесу».
Составила:
Таутиева Ирина Дмитриевна,
учитель-дефектолог(сурдопедагог).
Владикавказ, 2017 г.
Аннотация к технологической карте
Технологическая карта индивидуального занятия по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся, в соответствии с индивидуальной образовательной программой ученика.
Тема занятия: 1. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.
2. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».
Развитие слухового восприятия.
Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта ученика.
В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: с русским языком – тема «Имя существительное», с математикой – тема «Геометрические фигуры», с ООМ – тема «Природа: живая и неживая», «В лесу».
Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично-поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.
Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ФП.
I. Формирование произношения.
Основной целью обучения произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Виды работ:
1. Упражнения для голоса, губ, языка.
Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.
2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.
Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.
3. Работа со схематическим профилем звука.
Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.
4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.
Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.
5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
II. Развитие слухового восприятия
Цель работы – это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Речевой материал условно разбит на разделы:
- Речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- Тексты.
В процессе занятия ученик овладеет следующими УУД:
«Академический компонент»
Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).
Метапредметными результатами изучения темы станут умения:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.
Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:
воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.
Компонент «Жизненная компетенция»
Личностные УУД
Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.
Регулятивные УУД
Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД
Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученику, предполагаемые действия учащегося, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия
Ф.И.О. учителя
|
Таутиева Ирина Дмитриевна
|
Место работы
|
ГКОУ школа-интернат для глухих детей
|
Должность
|
Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
|
Класс
|
2
|
Ученик
|
Тигран Шотаев, состояние слуха: глухота, состояние после кохлеарной имплантации
|
Предмет
|
Развитие слухового восприятия и формирование произношения.
|
Межпредметные связи:
|
Русский язык, ознакомление с окружающим миром, математика.
|
Форма работы
|
Индивидуальная.
|
Тема
|
Тема: 1. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.
2. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».
|
Тип
|
закрепление знаний
|
Цель
|
К концу занятия ученик должен правильно произносить звук /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах, словах и предложениях, различать звуки /З - С/ в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи; воспринимать и различать на слух текст «В лесу».
|
Задачи
|
Предметные
( образовательные)
|
-произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз в 7-8 слогов сопряженно с учителем и отражённо по подражанию, изменять силу голоса в связи со словесным ударением;
-закрепить правильное произношение звука /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах и словах;
-упражнять в различении звуков /З - С/ в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи;
-формировать речевой слух учащегося через восприятие и различение текста «В лесу».
|
Личностные
( воспитательные)
|
- воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка;
- воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
-развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.
|
Метапредметные
( развивающие)
|
Познавательные:
- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
Коррекционные
|
Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.
Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.
Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.
Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние.
Формировать коммуникативную функцию речи.
Развивать и совершенствовать психические функции слабослышащего ребёнка.
|
Оборудование урока
Учебно-методический комплекс:
Печатные пособия:
Технические средства обучения:
|
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., Просвещение, 1989
Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом/Л.А.Комарова.-М.Издатальство ГНОМ и Д,2008.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
Профили звуков. С,З. Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия.
|
Технологии, методы и приемы
|
Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения.
Игровая технология. Технология здоровьесбережения.
Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.
|
Организационная структура индивидуального занятия
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности учащегося
|
I. Мотивационно-целевой ( организационный) этап (1-2 мин).
Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.
Приветствие:
-День наступает, природа оживает
Солнышко встаёт, нам свет даёт!
|
Учитель приветствует учащегося
Задает организационные вопросы.
Спрашивает.
- Поздоровайся!
.- Как ты слышишь?
- Что ты будешь делать на занятии?
- Внимательно слушай меня и правильно говори звуки в словах.
|
Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.
- Можно войти в слуховой кабинет?
- Доброе утро!
- Я слышу хорошо.
- Я буду слушать и говорить.
|
II. Формирование произношения (18 мин.).
|
1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.).
|
1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно
- Будем петь гласные звуки.
А_____О_____У_____И_____Ы_____Э_____
2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов:
- Будем говорить слоги.
ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА - средним голосом
па-па-па-па-па-па-па - тихим голосом
-Как ты говорил?
- Говори громко!
ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА - громким голосом
-Как ты говорил?
- Будем работать над дыханием.
-Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос.
-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.
|
А___О____У_____И____Ы____Э___
АОУИЫЭ
А ______
А______ О_______ У_______
А______О______У_____И_____Ы_______
ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА
па-па-па-па-па-па-па
-Тихо.
ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА
|
2. Подготовка к автоматизации, выполнение упражнений:
|
«Чашечка», «Дятел», «Автомат», «Мотор».
- Будешь выполнять упражнения.
Что ты будешь делать?
|
-Я буду выполнять упражнения.
|
3. Автоматизация звука /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах, словах и предложениях.
|
Установка на правильное произношение.
- Старайся! Говори хорошо звук /Р/.
1) Произношение слогов по подражанию
-Послушай и повтори слоги: ТРА-ТРО, ТРЫ-ТРУ, ТРА-ТРЭ, ТРУ-ТРО.
- Что ты будешь делать ?
- Что ты делал ?
.
2) Чтение слов.
-Будешь читать слова.
- Что ты будешь делать ?
- Читай.
- Травы, травка, трасса, трос, тройка, трогать, труд, трубка, трус;
- Что ты делаешь ?
Драка, дрозд, друг, дружба
- Что ты делал ?
3) Называние картинок.
-Будешь называть картинки.-
-Что ты будешь делать ?
- Называй.
(картинки: труба, трава, трусы, трамвай)
- Что ты делал ?
|
-Я буду слушать и повторять слоги. (повторяет слоги)
-Я слушал и повторял слоги
-Я буду читать слова.
-Я читаю слова.
-Я читаю слова.
-Я читал слова.
-Я буду называть картинки.
-Я называл картинки
|
4. Дифференциация согласных /З-С/ в прямой и интервокальной позициях.
|
1) Характеристика звуков.
-Будешь различать звуки: З-С.
-Что ты будешь делать?
-Какой звук С ?
- Какой звук З ?
2) Произношение слогов по образцу учителя.
-Послушай и повтори слоги: ЗА - СА , СУ - ЗУ, СО - ЗО, ЗЫ - СЫ
АЗА - АСА , АСУ - АЗУ, АЗО - АСО
2) Чтение слов.
-Будешь читать слова.
-Что ты будешь делать ?
- Читай.
Саша - Захар
Соня - Зоя
коса - коза
санки - зайка
сок - зонт
лиса - Лиза
- Что ты делал ?
3) Различение звуков З и С в словах на слух.
- Послушай, определи какой звук в слове З или С ?
Саша, Зоя, Захар, Соня, сок, зайка..
4) Составление предложений по картинкам.
- Составь предложения по картинкам.
- Что ты будешь делать?
Собака ест косточку.
Коза ест траву.
Заяц ест капусту.
Саша ест суп.
Лиса поймала зайца.
- Что ты делаешь ?
- Что ты делал ?
|
- Я буду различать звуки З-С.
-Согласный, глухой.
-Согласный, звонкий.
(повторяет слоги)
(повторяет слоги)
-Я буду читать слова.
-Я читал слова.
(Учащийся слушает и показывает символ звука)
-Я буду составлять предложения по картинкам.
-Я составляю предложения по картинкам.-Я составлял предложения по картинкам.
|
Работа над словесным ударением
|
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают слоги?
-Как мы говорим ударные слоги?
-Как мы говорим безударные слоги?
Отхлопаем ритм.
татататата
татататата
татататата
татататата
татататата
татататата
-Прочитай стихотворение с ударением. соблюдай паузы.
|
-Слова состоят из слогов.
-Слоги бывают ударные и безударные.
-Ударные слоги мы говорим громче и протяжней.
-Безударные слоги мы говорим тихо и кратко.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
|
5. Физминутка (обыгрывание стихотворения)
Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.
|
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
|
Поднять руки вверх. Потянуться.
Присесть на корточки. Руки опустить на пол.
Хлопать в ладоши. Улыбаться.
|
III. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».
|
1. Различение речевого материала на слух. (10 мин.).
Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий
|
- Как ты слышишь?
-Будешь слушать рассказ.
-Что ты будешь делать ?
-Слушай.
Голый и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу зайцам-белякам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка
Пушистым снегом накрылись деревья.
Обрадовались зайцы-беляки.
Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
- О ком этот рассказ?
- Что ты услышал?
-Будешь слушать и повторять рассказ по предложениям.
-Что ты будешь делать ?
- Что ты делал ?
|
-Я слышу хорошо.
-Я буду слушать рассказ.
Отвечает на вопросы,
корректирует свое произношение с помощью учителя.
-Я буду слушать и повторять рассказ по предложениям. (Учащийся слушает и воспроизводит текст по предложениям.)
- Я слушал и повторял. / Я слушал и повторял рассказ по предложениям.
|
2. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).
Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.
|
Русский язык.
|
Послушай и ответь на вопросы:
- Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?
-На вопрос, КТО? отвечают, какие предметы?
-На вопрос, ЧТО? отвечают, какие предметы?
|
Выполняет задание, отвечает на вопросы,
корректирует свое произношение с помощью учителя
- Имя существительное.
-Живые предметы.
-Неживые предметы.
|
Математика
|
Послушай и ответь на вопросы:
Назови фигуры, которые ты видишь на рисунке.
(Рисунок с изображением домика состоящего из: крыша-треугольник, сам домик-прямоугольник, окно в домике-квадрат.)
У какой фигуры нет начала и конца?
|
Выполняет задание, отвечает на вопросы,
корректирует свое произношение с помощью учителя
Прямоугольник, квадрат, треугольник.
Круг
|
IV. Рефлексия деятельности (1-2 мин.).
Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.
|
Задает вопрос:
- Что ты делал на занятии?
Оценивает работу ученика.
- Оцени свою работу с помощью трех цветов:
красный - занятие прошло плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.
- Мне хочется поблагодарить тебя за активность, инициативность.
Послушай, какую оценку, я поставила за занятие.
За экраном.
- Ты слушал внимательно, старался правильно говорить.
-Ты молодец! Пять.
|
-Я слушал, говорил, отвечал на вопросы
-Я занимался хорошо, мне было интересно и все понятно.
-Спасибо, до свидания
|
|