Пятница, 03.05.2024, 20:39
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Технологическая карта индивидуального занятия по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» во 2 классе.
21.04.2018, 10:16

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

(2 занятия по 20 мин.)


 

Тема: 1.Обучение произношению. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.

2.Развитие слухового восприятия. Природа. Живая и неживая природа. 1 занятие по тексту «В лесу».

 


 

Составила:

Таутиева Ирина Дмитриевна,

учитель-дефектолог(сурдопедагог).



 



 


 


 


 

Владикавказ, 2017 г.


 

Аннотация к технологической карте

Технологическая карта индивидуального занятия по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся, в соответствии с индивидуальной образовательной программой ученика.


 

Тема занятия: 1. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.

2. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».

Развитие слухового восприятия.

Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта ученика.

В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: с русским языком – тема «Имя существительное», с математикой – тема «Геометрические фигуры», с ООМ – тема «Природа: живая и неживая», «В лесу».

Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично-поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.

Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ФП.

I. Формирование произношения.

Основной целью обучения произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.

Виды работ:

1. Упражнения для голоса, губ, языка.

Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.

2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.

Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.

3. Работа со схематическим профилем звука.

Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.

4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.

Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.

5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

II. Развитие слухового восприятия

Цель работы – это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.

Речевой материал условно разбит на разделы:

- Речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

- Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- Тексты.

В процессе занятия ученик овладеет следующими УУД:

«Академический компонент»

Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Метапредметными результатами изучения темы станут умения:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.

Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:

воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.

Компонент «Жизненная компетенция»
Личностные УУД

Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.

Регулятивные УУД

Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД

Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученику, предполагаемые действия учащегося, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.

Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия

Ф.И.О. учителя

Таутиева Ирина Дмитриевна

Место работы

ГКОУ школа-интернат для глухих детей

Должность

Учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Класс

2

Ученик

Тигран Шотаев, состояние слуха: глухота, состояние после кохлеарной имплантации

Предмет

Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Межпредметные связи:

Русский язык, ознакомление с окружающим миром, математика.

Форма работы

Индивидуальная.

Тема

Тема: 1. Автоматизация /Р/. Дифференциация /З-С/.

2. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».

Тип

закрепление знаний

Цель

К концу занятия ученик должен правильно произносить звук /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах, словах и предложениях, различать звуки /З - С/ в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи; воспринимать и различать на слух текст «В лесу».

Задачи

Предметные

( образовательные)

-произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз в 7-8 слогов сопряженно с учителем и отражённо по подражанию, изменять силу голоса в связи со словесным ударением;

-закрепить правильное произношение звука /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах и словах;

-упражнять в различении звуков /З - С/ в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи;

-формировать речевой слух учащегося через восприятие и различение текста «В лесу».

 

Личностные

( воспитательные)

- воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка;

- воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

-развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.

 

Метапредметные

( развивающие)

Познавательные:
- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Коррекционные

Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Развивать и совершенствовать психические функции слабослышащего ребёнка.

Оборудование урока

Учебно-методический комплекс:

Печатные пособия:

Технические средства обучения:

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., Просвещение, 1989

Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом/Л.А.Комарова.-М.Издатальство ГНОМ и Д,2008.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Профили звуков. С,З. Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия.

Технологии, методы и приемы

Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения.

Игровая технология. Технология здоровьесбережения.

Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.

Организационная структура индивидуального занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Мотивационно-целевой ( организационный) этап (1-2 мин).

Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Приветствие:

-День наступает, природа оживает

Солнышко встаёт, нам свет даёт!

Учитель приветствует учащегося

Задает организационные вопросы.

Спрашивает.

- Поздоровайся!

.- Как ты слышишь?

- Что ты будешь делать на занятии?

- Внимательно слушай меня и правильно говори звуки в словах.

Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.

- Можно войти в слуховой кабинет?

- Доброе утро!

- Я слышу хорошо.

- Я буду слушать и говорить.

II. Формирование произношения (18 мин.).

1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.).

 

1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно

- Будем петь гласные звуки.

 

А_____О_____У_____И_____Ы_____Э_____

 

2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов:

 

- Будем говорить слоги.

 

ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА - средним голосом

  • Говори тихо!

  •  

па-па-па-па-па-па-па - тихим голосом

 

-Как ты говорил?

 

- Говори громко!

 

ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА - громким голосом

-Как ты говорил?


 

- Будем работать над дыханием.

-Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос.

-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.

А___О____У_____И____Ы____Э___

АОУИЫЭ

А ______

А______ О_______ У_______

А______О______У_____И_____Ы_______


 


 

ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА


 

па-па-па-па-па-па-па

-Тихо.


 

ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА-ПА


 

  • Громко.


 


 


 


 

 

2. Подготовка к автоматизации, выполнение упражнений:

«Чашечка», «Дятел», «Автомат», «Мотор».

- Будешь выполнять упражнения.

Что ты будешь делать?


 

-Я буду выполнять упражнения.

3. Автоматизация звука /Р/ в сочетаниях ТР-ДР в слогах, словах и предложениях.

 

Установка на правильное произношение.

- Старайся! Говори хорошо звук /Р/.

 

1) Произношение слогов по подражанию

 

-Послушай и повтори слоги: ТРА-ТРО, ТРЫ-ТРУ, ТРА-ТРЭ, ТРУ-ТРО.

- Что ты будешь делать ?

 

 

- Что ты делал ?

.

 

2) Чтение слов.

 

-Будешь читать слова.

- Что ты будешь делать ?

 

- Читай.

- Травы, травка, трасса, трос, тройка, трогать, труд, трубка, трус;

- Что ты делаешь ?

Драка, дрозд, друг, дружба

- Что ты делал ?

 

 

3) Называние картинок.

 

-Будешь называть картинки.-

-Что ты будешь делать ?

 

- Называй.

(картинки: труба, трава, трусы, трамвай)

- Что ты делал ?


 


 


 


 


 

-Я буду слушать и повторять слоги. (повторяет слоги)

-Я слушал и повторял слоги


 

-Я буду читать слова.


 


 

-Я читаю слова.

-Я читаю слова.


 

-Я читал слова.


 

-Я буду называть картинки.


 


 

-Я называл картинки

4. Дифференциация согласных /З-С/ в прямой и интервокальной позициях.

 

1) Характеристика звуков.

-Будешь различать звуки: З-С.

-Что ты будешь делать?

 

-Какой звук С ?

 

- Какой звук З ?

 

 

2) Произношение слогов по образцу учителя.

 

-Послушай и повтори слоги: ЗА - СА , СУ - ЗУ, СО - ЗО, ЗЫ - СЫ

АЗА - АСА , АСУ - АЗУ, АЗО - АСО

 

 

2) Чтение слов.

 

-Будешь читать слова.

-Что ты будешь делать ?

- Читай.

 

Саша - Захар

Соня - Зоя

коса - коза

санки - зайка

сок - зонт

лиса - Лиза

 

- Что ты делал ?

 

3) Различение звуков З и С в словах на слух.

- Послушай, определи какой звук в слове З или С ?

 

Саша, Зоя, Захар, Соня, сок, зайка..

4) Составление предложений по картинкам.

 

- Составь предложения по картинкам.

- Что ты будешь делать?

 

 

Собака ест косточку.

Коза ест траву.

Заяц ест капусту.

Саша ест суп.

Лиса поймала зайца.

- Что ты делаешь ?

 

- Что ты делал ?

 

 


 

- Я буду различать звуки З-С.

-Согласный, глухой.

-Согласный, звонкий.


 

 

(повторяет слоги)


 

(повторяет слоги)


 


 

-Я буду читать слова.


 


 


 


 

-Я читал слова.


 


 

(Учащийся слушает и показывает символ звука)


 


 


 

-Я буду составлять предложения по картинкам.


 


 


 

-Я составляю предложения по картинкам.-Я составлял предложения по картинкам.

Работа над словесным ударением

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают слоги?

-Как мы говорим ударные слоги?

-Как мы говорим безударные слоги?

Отхлопаем ритм.

татататата

татататата

татататата

татататата

татататата

татататата

-Прочитай стихотворение с ударением. соблюдай паузы.

-Слова состоят из слогов.

-Слоги бывают ударные и безударные.

-Ударные слоги мы говорим громче и протяжней.

-Безударные слоги мы говорим тихо и кратко.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

5. Физминутка (обыгрывание стихотворения)

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Поднять руки вверх. Потянуться.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

III. РСВ, 1 занятие по тексту «В лесу».

1. Различение речевого материала на слух. (10 мин.).

Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий

- Как ты слышишь?

-Будешь слушать рассказ.

-Что ты будешь делать ?

 

 

-Слушай.

Голый и холодный шумит лес.

Плохо осенью в лесу зайцам-белякам.

Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка

Пушистым снегом накрылись деревья.

Обрадовались зайцы-беляки.

Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

- О ком этот рассказ?

- Что ты услышал?

 

-Будешь слушать и повторять рассказ по предложениям.

-Что ты будешь делать ?

 

- Что ты делал ?

 

 

-Я слышу хорошо.

-Я буду слушать рассказ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечает на вопросы,

корректирует свое произношение с помощью учителя.

-Я буду слушать и повторять рассказ по предложениям. (Учащийся слушает и воспроизводит текст по предложениям.)

- Я слушал и повторял. / Я слушал и повторял рассказ по предложениям.

2. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Русский язык.

Послушай и ответь на вопросы:

- Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

-На вопрос, КТО? отвечают, какие предметы?

-На вопрос, ЧТО? отвечают, какие предметы?

Выполняет задание, отвечает на вопросы,

корректирует свое произношение с помощью учителя

- Имя существительное.

-Живые предметы.

-Неживые предметы.

Математика

Послушай и ответь на вопросы:

Назови фигуры, которые ты видишь на рисунке.

(Рисунок с изображением домика состоящего из: крыша-треугольник, сам домик-прямоугольник, окно в домике-квадрат.)

У какой фигуры нет начала и конца?

Выполняет задание, отвечает на вопросы,

корректирует свое произношение с помощью учителя


 

Прямоугольник, квадрат, треугольник.


 

Круг

IV. Рефлексия деятельности (1-2 мин.).

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.

Задает вопрос:

- Что ты делал на занятии?

Оценивает работу ученика.

- Оцени свою работу с помощью трех цветов:
красный - занятие прошло плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.

- Мне хочется поблагодарить тебя за активность, инициативность.

Послушай, какую оценку, я поставила за занятие.

За экраном.

- Ты слушал внимательно, старался правильно говорить.

-Ты молодец! Пять.

 

 

 

-Я слушал, говорил, отвечал на вопросы

 

 

 

 

-Я занимался хорошо, мне было интересно и все понятно.

 

 

 

 

 

-Спасибо, до свидания

 

Категория: Мои файлы | Добавил: itautieva
Просмотров: 461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz