Пятница, 03.05.2024, 23:37
Сайт Таутиевой Ирины Дмитриевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Модель организации работы психологической службы в системе образования (ГБОУ КРОЦ г. Владикавказа)
18.01.2023, 12:24

Мир современных технологий диктует инновации, которые внедряются во все сферы жизни. Серьезные изменения происходят и в системе образования, которая является центральным связующим звеном развития и формирования нового подрастающего поколения. Наиболее сложным периодом в жизни ребёнка является период его обучения.

Поэтому создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды для обучения, развития и воспитания обучающихся для сохранения их психического здоровья на всех этапах обучения занимает в учебно-воспитательном процессе важное место.

Мы придерживаемся следующей организацией работы психологической службы в системе образования. Педагоги-психологи, школьные психологи службы обеспечивают психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их родителям, педагогам, администрации. Главным в этой модели является работа не одного педагога-психолога, а работа целой команды педагогов-психологов. Как показывает наша практика, в этом есть много плюсов, таких как:

  • работа со всеми участниками образовательного процесса;
  • стопроцентный охват обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • чёткое определение трудовых функций педагога-психолога, не выходящих за рамки его компетенций;
  • чёткое определение функций психологической службы как первичного звена многоуровневой системы психологической поддержки образования.

В этом случае главной целью психологической службы в образовательной организации становится сохранение и укрепление психического здоровья всех участников образовательного процесса. Ориентирована эта цель на своевременное полноценное личностное развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Эта цель реализуется через обеспечение психологической службой преемственности в образовательном пространстве школы на разных этапах школьного обучения.

Такая модель организации работы психологической службы в системе образования предназначена для общеобразовательных организаций, реализующих психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Для реализации такого системного психолого-педагогического сопровождения  создана  программа развития психологической службы в системе образования. В ней подробно представлена организация профессиональной̆ деятельности команды психологов:

  • используемый диагностический инструментарий для психологического мониторинга всех обучающихся;
  • цели и технологии психологического просвещения и коррекционно - развивающей работы со ссылками на научно-практическую литературу;
  • основные документы, регламентирующие деятельность психологической службы образования;
  • материально-техническое оснащение, организация «доступной среды» и кабинета психологии.

В программу также включен учебно-методический комплект (УМК) по предмету «Психология», который может преподаваться в общеобразовательных организациях на занятиях внеурочной деятельности, ПДО.

Методологическими основаниями программы выступили культурно- деятельностный подход и методология «социального конструирования реальности», научно-методической основой программы - модель  организации психологической работы в образовательной организации М.Р. Битяновой,

Структура программы представляет целостную систему, отражающую внутреннюю логику организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.

Программа апробирована на обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Комплексный реабилитационно - образовательный  центр для детей с нарушениями слуха и зрения» г. Владикавказа (далее - Центр) и реализуется психологической службой  с 2005 года по настоящее время.

2.Описание целей и задач психологической службы.

Цель: создание такой модели         организации работы психологической службы в системе образования, которая позволит повысить эффективность деятельности Центра через гармонизацию психического развития обучающихся, обеспечит успешную социализацию обучающихся, сохранит и укрепит психическое здоровье всех участников образовательного процесса, предупредит отклонения в развитии и поведении обучающихся, защитит права детей.

Задачи:

  • организация системы профессиональной деятельности  психологов Центра;
  • определение основных направлений работы психологической службы в Центре;
  • изучение личности обучающихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально - психологического развития классных коллективов;
  • реализация образовательных программ (профильное обучения, работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями);
  • пропаганда среди обучающихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья.

Нами определены основные психологические условия эффективности деятельности психологов Центра:

а) реализация в работе с обучающимися возможностей, резервов каждого возраста (сензитивность того или иного периода, «зона ближайшего развития» и пр.),

б) развитие индивидуальных особенностей обучающихся — интересов, склонностей, способностей, жизненных планов и пр.,

в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения обучающихся со взрослыми и сверстниками.

Почему мы выделяем именно эти условия? Безусловно, эффективность психологической службы зависит от многих компонентов, ее составляющих. Но мы считаем необходимым подчеркнуть, что практический психолог  ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, именно это составляет основную направленность его деятельности.  Понимая важность и необходимость диагностики и коррекции психического и личностного развития обучающихся, мы все-таки акцентируем внимание на создании условий для развития всех учащихся, так как именно нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей и ведет к необходимости коррекционной или специально развивающей работы.

Еще одним важным условием эффективности работы является грамотное профессиональное взаимодействие практического психолога с педагогическим коллективом Центра. Есть основание рассматривать психологическую службу как своеобразное поле взаимодействия практического  психолога с обучающимися разного возраста, их учителями и родителями; в центре этого взаимодействия — интересы ребенка как формирующейся личности. При этом практический психолог не должен быть поставлен в положение только помощника учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса, он равноправный член коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может. Помимо прочего он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными учащимися, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы психологической службы.

Эффективность деятельности психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание детской и педагогической психологии, психологии развития и т.д., не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами обследования ребенка, но и способность профессионально интерпретировать полученные данные. Практический психолог должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии, такими как: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, специальная работа по развитию, психологическая консультация, психологическое просвещение. Только в совокупности они дают ему возможность профессионально решать стоящие перед ним задачи.

Задаче содействия индивидуальному психическому и личностному развитию обучающихся в наибольшей степени отвечает такая модель службы, которая предполагает работу психолога непосредственно в Центре. Для успешного развития школьной психологической службы  психологи Центра тесно взаимодействуют с психологами из районных (городских) психологических кабинетов.

В психологическую службу входят:

  • психологи  раннего развития;
  • психологи начального звена;
  • психологи среднего и старшего звена.

Каждый психолог самостоятельно решает поставленные службой задачи с закрепленным за ним контингентом обучающихся:

  • психологи раннего развития — дети с 3 до 7 лет;
  • психологи начального звена - обучающиеся с 1доп.  по 5 класс;
  • психологи среднего и старшего звена — обучающиеся с 6 по 11 класс.

Психологи вместе занимаются ежегодным планированием в форме, установленной директором Центра. Планы формируются исходя из перспективных целей и задач службы. Каждый психолог имеет текущее планирование в удобной для него форме.

Психологи предоставляют директору единую аналитическую справку о работе за год в установленной форме.

Каждый психолог входит в Совет психологов. Совет психологов имеет назначение временно - функционирующего целевого творческого коллектива и собирается:

  • для определения перспективных целей и задач психологической службы;
  • для разработки программ и проведения исследований, касающихся всех возрастных групп;
  • для профессиональной поддержки, консультативной помощи друг другу. Строго установленная периодичность сбора Совета психологов отсутствует.

Психологическая служба подчиняется директору  Центра.

Виды работ и услуг психологической службы.

Участие в научно-методической работе Центра

  • Проведение общешкольных исследований, касающихся тенденций развития учебного и воспитательного процессов в Центре.
  • Разработка психологических программ по отслеживанию влияния новых  учебных курсов на развитие у детей тех или иных навыков, познавательных процессов, умений.
  • Участие в аттестационной комиссии (проведение исследования рейтинга учителей).
  • Выступления с информационными сообщениями на тематических педсоветах.
  • Проведение исследований, направленных на совершенствование управленческой деятельности.
  • Разработка системы психологических мер, направленных на повышение учебной мотивации классного коллектива.

Диагностика интеллектуального уровня обучающихся:

  • при комплектовании  классов;
  • при изучении развития интеллектуального уровня обучающихся под влиянием комплекса коррекционных программ.

Разработка развивающих программ для обучающихся всех возрастных ступеней.

Разработка системы психологического обеспечения работы  классных руководителей (ОКР) в Центре:

  • организационно-методическая помощь ОКР (обучение диагностическим и коррекционным формам работы с учащимися; разработка опросных листов, анкет, подготовка классных часов, родительских собраний);
  • консультирование ОКР по вопросам индивидуального развития обучающихся, проблем в обучении;
  • индивидуальная коррекционная работа с обучающимися;
  • “Скорая помощь” в решении возникающих в классе проблем (сложные отношения между отдельными обучающимися, между педагогом и обучающимися, классным руководителем и обучающимися, обучающимися и родителями).

Взаимодействие с внешними структурами психологическая служба осуществляет в трех видах:

Методическая помощь психологической службе.

  • Методическая помощь организуется на основе централизованных заявок психологов Центра в информационно-методический центр города.
  • Методическая помощь осуществляется специалистами кафедры психологии СОРИПКРО и СОГПИ.

Методическая помощь осуществляется согласно договору о сроках и объемах работ.
Методическая помощь может осуществляться по вопросам:

  • выработка критериев диагностики;
  • разработка или адаптация диагностического инструмента;
  • подбор литературы;
  • разработка развивающих программ;
  • разработка коррекционных программ.

Консультативная помощь узких специалистов города.

  • Психологи Центра централизованно получают информацию о месте и графике приема узких специалистов района, города (логопед, психоневролог, психиатр, специалист по детской психотерапии, специалист по семейной психотерапии).

Обмен продуктами деятельности с психологами других школ города, области.

  • Обмен продуктами деятельности происходит на ежегодной ярмарке школьных психологических разработок.
  • На ярмарку  психологи Центра представляют свои разработки в виде пакета документаций.

Взаимодействие психологической службы со специалистами внутри Центра осуществляется следующими этапами:

  • запрос психологу на выполнение услуги со стороны специалистов (директора заместителей директора, педагогов, классных руководителей);
  • выработка программы работы по запросу. В случае, когда запрос адресуется всем специалистам психологической службы Центра (общешкольные исследования, сквозные программы отслеживания, подготовка общешкольных педсоветов и т.п.), программа действий вырабатывается на Совете психологов;
  • по выполнении работы психолог представляет результаты заказчику (См. Способы представления результатов);
  • заказчик представляет психологу обратную связь о внедрении результатов, их эффективности.

Продуктами деятельности психологической службы могут быть как объективизированные результаты труда, так и результаты субъективного плана.
Объективизированные результаты и способы их представления:

  • Результаты социально-психологических исследований представляются в виде письменного анализа-отчета, включающего обобщенные результаты и выводы.
  • Разработанные развивающие, учебные программы для обучающихся оформляются в виде пакета документаций, содержащего наглядные пособия, конкретные поурочные разработки курса.
  • Исследования рейтинга учителей. Обобщенные результаты в графической форме представляются индивидуально аттестующемуся педагогу и в аттестационную комиссию.

Результаты диагностики интеллектуального уровня обучающихся представляются:

  • учащимся — индивидуально в виде суммарных баллов в динамике за 2-3 года;
  • классным руководителям, педагогам, родителям, администрации — в обобщенном виде, с акцентом на тенденциях, полученных на уровне класса.

Результаты диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы отдельных учащихся представляются:

  • учащимся — в виде формулирования проблем, требующих решения, рекомендаций в устной форме, индивидуально;
  • педагогам, родителям, классным руководителям — в случае необходимости рекомендации передаются устно.

Эффективность результатов определяется:

  • Объективными показателями (уровень интеллектуального развития обучающихся).
  • Субъективные оценки выполненной работы, полученные при опросах (классных руководителей, родителей, учащихся, директором) в устной и письменной форме.

Результатами субъективного плана могут быть следующие:

  • повышение самооценки обучающихся;
  • снятие психологических комплексов у  обучающихся, педагогов;
  • снижение уровня тревожности;
  • улучшение взаимоотношений между  обучающимися и педагогом,  обучающимися и родителем, между обучающимися;
  • снятие повышенной агрессивности;
  • повышение учебной мотивации как отдельных обучающихся, так и целого класса.

Эффективность результатов субъективного плана оценивается :

  • по субъективным отчетам обучающихся, педагогов, родителей, обратившихся с проблемой;
  • по отсутствию повторных обращений по той же проблеме тех же лиц;
  • по наблюдаемым изменениям в поведении обучающихся.
  • Количество специалистов в психологической службе Центра определено исходя из количества обучающихся.
  • Специалисты психологической службы должны имеют базовое психологическое образование.
  • Каждый психолог службы имеет широкую профессиональную эрудицию в области диагностики, психотерапии, общей, возрастной, педагогической психологии и психологии личности.
  • Каждый психолог службы соблюдает профессиональные морально-этические нормы.
Категория: Мои файлы | Добавил: itautieva
Просмотров: 54 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz